Землеустройство представляет собой мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.
Объектами землеустройства признаются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.
Землеустройство является основой управления земельным фондом и реализуется в натуре через землеустроительную документацию (проекты, схемы, программы и т.д.) и включает в себя правовые, организационно-хозяйственные, экономические, технологические и технические мероприятия.
Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется Федеральным законом от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Технические условия и требования проведения землеустройства разрабатываются на основании соответствующих нормативных правовых актов и являются обязательными для исполнения при проведении землеустройства.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 688, утверждены правила установления на местности границ объектов землеустройства.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2009г. №621, утверждены форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к составлению карты (плана) объекта землеустройства.
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:
– изменения границ объектов землеустройства;
– выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
– проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:
1) почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
2) оценка качества земель;
3) инвентаризация земель.
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:
– разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;
– природно-сельскохозяйственное районирование земель.
В 2010 году средства областного бюджета на выполнение работ по проведению землеустройства на территории Самарской области не выделялись.
Органом государственной власти Самарской области заключены с ФГУП «Средневолжское аэрогеодезическое предприятие» государственные контракты №309 от 15.12.2008 г. и №310 от 15.12.2008 г. на выполнение работ по установлению, уточнению и изготовлению материалов городских и сельских поселений, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Техническими заданиями к данным контрактам предусмотрено выполнение работ по подготовке:
-описания местоположения границ городских и сельских поселений Самарской области (с учетом изменений границ муниципальных районов и городских округов), в соответствии с требованиями п.3 ст.85 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
-приложений к проекту закона Самарской области «О внесении изменений в законодательные акты Самарской области, устанавливающие границы муниципальных образований на территории Самарской области» в виде (карт планов).
По состоянию на 11.05.2010г. Управлением Роснедвижимости по Самарской области согласованы карты (планы) границ муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений), согласно техническим заданиям к вышеуказанным государственным контактам.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о границах населенных пунктов, территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Сведения об указанных объектах предоставляются в орган кадастрового учета органами власти в порядке информационного взаимодействия, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 618.
Согласно данному Постановлению для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах землеустройства оформляется карта (план) объекта землеустройства.
Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 № 621.