Применение современных методов менеджмента в жилищно-коммунальном хозяйстве

5.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

5.1.1. Эволюция социально-экономических условий становления менеджмента

Менеджмент как система знаний о рациональной организации труда со своими законами, принципами, категориями сформировался сравнительно недавно - с конца XIX и начала XX века. Но сам механизм менеджмента как система приёмов и правил повышения эффективности человеческой деятельности существует, в сущности, столько же, сколько существует мир. Однако мир менялся. Вместе с ним менялись формы, способы, методы использования механизма менеджмента. На каждом историческом этапе развития человечества механизм менеджмента наполнялся своим содержанием, отражающим особенности каждого из этих этапов.

Наполнение механизма менеджмента, независимо от видов человеческой деятельности оказывало влияние на развитие трёх основных факторов управления - это люди, техника и информация.

Нельзя построить ни одну хоть немного эффективную систему управления без учёта действия этих факторов, с течением времени меняются только роль и удельный вес каждого из них. Изменение мира и углубление знаний о нём позволили людям разработать различные подходы и различный инструментарий повышения эффективности своей работы. Поиски в этой сфере привели к формированию различных школ и теорий менеджмента.

Рассматривая эволюцию механизма менеджмента, можно выделить два больших и неравных по времени периода:

1. Предыстория менеджмента - начиная с древнейших времён до конца XIX века.

2. Период признания менеджмента как науки и самостоятельной области исследования - последние сто с лишним лет.

Предысторию становления менеджмента нельзя рассматривать как историю примеров удачных решений проблем управления. Хотя в этот период и не было системных исследований по управлению организацией, но во всём мире по довольно чётко продуманным законам создавались и успешно функционировали достаточное количество различных организаций.

Поиски эффективного механизма управления, характерные для предыстории менеджмента, в конце XVIII и начале XIX века дополняются целенаправленными экспериментами и внедрением прикладных исследований. Всё это было вызвано требованием промышленной революции того периода, необходимостью использования новых методов организации производства и введением иерархического принципа его организации. Именно в этот период стал достаточно широко использоваться принцип разделения труда и такие функции управления как планирование, координация, стимулирование, контроль и другие.

Наряду с осуществлением практических мер по поиску, нахождению и использованию наиболее эффективных инструментариев повышения эффективности работы в предыстории менеджмента принимались также важные шаги по обобщению знаний об управлении.

Наибольший вклад в разработку проблем управления в период предыстории менеджмента внес великий английский экономист Адам Смит. А. Смиту принадлежит заслуга в научном обосновании системного эффекта при организации производственного процесса и в этом отношении его можно считать предтечей научного менеджмента, который и до сегодняшнего дня не потерял свою актуальность.

Получил всемирную известность и не потерял своего значения и до нашего времени его подход к специализации и кооперации производственного процесса и достижения на этой основе системного эффекта, обеспечивающего резкое повышение производительности труда.

Р. Оуэн первым в мире применил систему морального стимулирования труда. Его эксперименты были по-своему феноменальны, они сделали уникальный прорыв в сути человеческого восприятия процесса труда и роли управления

В 1950 - 2000 годы происходят и продолжают происходить революционные процессы в сфере управления. Наступает пост капиталистическое общество, в котором происходит устаревание капитализма и падение коммунизма. Где нет ни капиталистов, ни пролетариев. Главным фактором становятся знания. Физический, ручной труд всё больше вытесняется интеллектуальным трудом, а знания становятся главным ресурсом производства, ключом к личностному и материальному успеху.

Традиционные факторы производства, такие как природные ресурсы, техника, технология и другие не исчезли, но стали второстепенными. Господствующими становятся те знания, которые можно применять систематически и целенаправленно, знание превращается в силу.

Такая эволюция в обществе приводит к революции в сфере управления. Это проявляется в том, что качественно меняются основные параметры управления организацией. Рассмотрим динамику развития технического процесса, идущих одновременно с периодом становления и развития менеджмента:

1. Промышленный переворот (20-30 и 80-90 годы XIX века):

- Техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, бессемеровский процесс выплавки стали, вулканирование резины, и другие промышленные технологии;

- Инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф, и так далее;

- Формирование общенационального рынка;

- Возникновение исторически удачных и действенных форм социальной организации - делового предприятия (фирмы);

- Конкуренция - как форма подавления (разорения) или поглощения соперника.

2. Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX века):

- Внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров;

- Малонасыщенный рынок;

- Форма конкуренции - предложить стандартизированный продукт по самой низкой стоимости: чем ниже стоимость, тем больше массы товаров - тем больше шансов выиграть;

3. Эпоха массового сбыта (30-50 годы XX века):

- Насыщение спроса;

- Переход от стандартной продукции к дифференцированной;

- Смена производственной ориентации на рыночную;

- Новые задачи менеджмента: видение менеджмента не только изнутри фирмы, но и извне, усиление роли внешней среды;

- Государственное регулирование экономики.

4. Постиндустриальная эпоха (начиная с 60 годов XX века):

- Новое качество жизни - не только удовлетворение первичных потребностей (массовое производство), обеспечение выбора (массовый сбыт), но и высокий уровень благосостояния, высококачественные товары и предметы роскоши, индустрия досуга, туризм и так далее.

- Новые условия производства - быстроизменяющиеся технические прорывы, огромные вклады в НИОКР, увеличение неопределённости внешней среды;

- Растущие ограничения со стороны государства, недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, всё большая нехватка ресурсов;

- Смещение социальных приоритетов и концентрация внимания на такие негативные явления, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция поведением потребителя методом организованного устаревания товаров и так далее.

Промышленная революция 1770-1880 годов положила начало созданию первых инженерных, агрономических и горных школ. Издание «Энциклопедий» и Дени Дидро и Жаном, Асамбером положили начало систематизации и целенаправленности применения знаний.

Первые технические школы и «энциклопедия» сделали секреты ремёсел общедоступными. «Практический опыт они смогли преобразовать в знания, практическое обучение - в учебники, секреты - в методологию, а конкретные действия - в прикладную науку». Применение полученных зданий в тысячах мелких ремесленных мастерских было неэффективно, что привело к возникновению заводов и фабрик.

Создание крупных заводов и фабрик требует крупных капиталов, в связи, с чем быстро стал развиваться процесс формирования класса капиталистов и собственников.

Крупные заводы и фабрики требуют большого числа рабочих. Возникает новый класс - класс пролетариев. Система капитализма стала развиваться на базе двух классов: капиталисты и рабочие.

Промышленная революция XIX века всё больше вытесняла живой труд из процесса производства, заменяя его трудом машин и механизмов. Рационализация производства и повышение производительности труда за счёт специализации и кооперации стало знамением времени. Именно в этот период появилась масса талантливых инженеров, исследователей и промышленников, заслугой которых являлась разработка, внедрение в массовое промышленное освоение механизма научного менеджмента.

5.1.2. Механизм научного менеджмента

Одной из наиболее ярких фигур того времени был Фредерик У. Тейлор (1856-1915 гг.).

В 80-х годах Д. Тейлор применил знания к организации труда и создал новую систему знаний - научный менеджмент, что привело к резкому повышению производительности труда, происходит формирование среднего класса. Формирование системы научного менеджмента было исторически обусловлено. Период 1880 - 1950 годов обозначен как революция в производительности труда.

Американского инженера - механика Ф. Тейлора справедливо называют отцом научного менеджмента. Разработка научного менеджмента началась с серии экспериментов. Тейлор с помощью секундомера разделил операции подрезки чугунных чушек на отдельные операции, поручив выполнение этих операций самым расторопным рабочим. Разделив эти операции на отдельные элементы, Ф. Тейлор определял продолжительность каждого из них и в итоге выводил средние нормы, которые в последствии распространял среди рабочих.

Результаты оказались поразительными: производительность труда выросла в 3-4 раза, а заработная плата - на 60%. Это было достигнуто не за счёт интенсификации труда, а, прежде всего - за счёт его рационализации. Была проведена серия других экспериментов в этом направлении. Они позволили Ф. Тейлору определить два первых его знаменитых принципов менеджмента:

1. Менеджер на основе научного подхода к организации процесса производства должен найти наиболее эффективные методы выполнения производственных операций «самым лучшим и самым дешёвым способом».

2. Менеджер должен, руководствуясь научными критериями, отобрать тех рабочих, которые по своим профессиональным и личностным качествам могут наилучшим образом выполнить данную конкретную производительную операцию. Менеджер должен обеспечить сотрудничество между администрацией компании и рабочими, для чего выгода, полученная от роста производительности труда, должна быть поделена между этими двумя сторонами, необходимо ввести сдельную оплату труда, обеспечивающую справедливое вознаграждение за наивысшие показатели в работе. Такую систему Ф. Тейлор называл менеджментом инициативы и поощрения.

3. Менеджер должен взять на себя часть ответственности за эффективность труда рабочих, так как от того, насколько менеджеры смогут обеспечить рабочим нормальные условия труда, выработают обоснованные нормы, инструкции, расценки и т.д. зависит производительность труда. Ф. Тейлор говорил даже о том, что ответственность должна делиться пополам. В связи с этим он указывал на необходимость наличия «функциональных мастеров».

Реализуя свои принципы на практике, Ф. Тейлор столкнулся с довольно серьёзным конфликтом, так как внедрение таких принципов, в конечном счете, приводило к необходимости сокращения рабочих. Определяя очевидную цель менеджмента, он писал, что она заключается в том, чтобы обеспечить максимальное процветание предпринимателя с одновременным обеспечением максимального процветания каждого трудящегося.

До Ф. Тейлора считалось, что ответственность за производительность труда лежит на рабочем. Внедряя свою систему менеджмента, Ф. Тейлор сделал новый, очень важный для рациональной организации производства вывод о том, что эта ответственность лежит не только на менеджере.

К числу ярких, внесших существенный вклад в развитие механизма научного менеджмента, относятся и Генри Л. Гантт, Фрэн и Лилиан Гилберты.

Заслуга Гантта в том, что он совместно с Тейлором достаточно чётко для своего времени обосновал роль научного анализа для решения проблем менеджмента. В частности, он утверждал, что менеджеры должны каждую деталь трудового процесса подвергнуть такому же тщательному анализу, как химики и биологи.

Л.Ф. Гилберты достигли феноменальной точности и детализации. С помощью кинокамеры и специально изобретённой Френком микромером (кинокамера в сочетании с микро хронометром), которым с точностью до 1/2000 стали измерять трудовые операции и изучать и фиксировать интервалы. Одной из их заслуг стало то, что путём анализа этих операций с последующим синтезом апробировались множество вариантов до нахождения наиболее эффективного способа их выполнения.

Еще одним из основоположников научного менеджмента можно назвать Харриннгсона Эмерсона (1835-1931 гг.). Как инженер-консультант X. Эмерсон много работал над решением проблем основательной реорганизации компаний на которых использовал систему калькуляции затрат, внедрения учёта и премиальной заработной платы. За заслуги подобного рода X. Эмерсон получил заслуженную известность первого «инженера по эффективности», сделавшего эффективность подлинной философией. Его книга «Двенадцать принципов производительности» (1913 г.) до настоящего времени не потеряла своей актуальности.

Выдвигая свои двенадцать принципов, X. Эмерсон основывался на четырёх базовых идеях:

- Эти принципы присущи всем формам жизни.

- Они вырабатывались в течение миллионов лет и поразительно эффективны.

- Человеческая деятельность поразительно неэффективна по сравнению с эффективностью природной деятельности и равна примерно 15% потенциала человека, данного ему от природы.

- Труд для человека должен быть не проклятием, а благом.

Двенадцать принципов эффективности X. Эмерсона

Принцип первый:

Компания должна иметь сформированные идеалы, цели своей деятельности и ясно обозначенные задачи персонала. Особенно важно чётко определить назначение компании, менеджер должен доводить назначение организации до каждого работника, оно должно быть везде и у всех на виду.

Принцип второй:

Наличие здравого смысла, без которого организация не имеет ни идеалов, ни чёткой структуры. Под здравым смыслом здесь имеется ввиду не только житейская сметливость. X. Эмерсон призывает иметь мужество признавать реальность происходящего в компании, находить просчёты, ошибки и решительно их устранять.

Принцип третий:

Наличие экспертного совета - не полагаться только на собственное мнение, умение интуицию. Приглашать профессионалов.

Принцип четвёртый:

Дисциплина не как подчинение, а как сотрудничество. «Ни одна пчела не подчинена другой» «Нужен дух улья».

Принцип пятый:

Честное ведение дела - создание «климата справедливости». Для этого руководитель должен иметь три важных человеческих качества:

- Понимание особенности интересов всех сотрудников;

- Творческое воображение;

- Чувство справедливости, паритет между оплатой и производительностью.

Принцип шестой:

Введение прямого, адекватного и постоянного учёта. X. Эмерсон исходит из того, что ни один менеджер не может знать, насколько эффективен труд работника, если нет соответствующих нормативов расходов сырья, энергии, ставок оплаты и т.д. Наличие таких нормативов - необходимое условие эффективной работы.

Принцип седьмой:

Диспетчеризация - календарное планирование времени и затрат по аналогии с графиком движения железнодорожных поездов.

Принцип восьмой:

Стандарты и графики, отражающих данный набор правил или предписаний.

Принцип девятый:

Стандартные условия - не опираться на технические условия, унаследованные от невежественного и неэффективного прошлого и не перескакивать в будущее, а создавать современные стандартные условия, чтобы не создавать аварийные ситуации.

Принцип десятый:

Стандартизация операций - для этого нужны:

- Умственные способности;

- Сила воли;

- Организационные навыки.

Принцип одиннадцатый:

Письменные нормативные и практические инструкции - пособия для обучения персонала и последовательного совершенствования выполнения заданий.

Принцип двенадцатый:

Вознаграждение за эффективный труд: отметить особо высокие результаты, не максимальные физические, а комбинации интеллектуальных и физических усилий.

Весь механизм научного менеджмента направлен на поиски резерва повышения эффективности работы в пределах производственных процессов, это поиск резервов на инженерном уровне. Однако очевидно, что производственные процессы представляют лишь одну, пусть достаточно важную, сторону функционирования любой компании. Компания может существовать только в том случае, если, кроме производства, она занимается и коммерцией, и финансированием, и защитой своих прав и имуществом, и множеством других форм деятельности.

Отсюда следует, что менеджмент как система управления компанией будет ограниченным, если поиски эффективности работы будут проводиться лишь на производственном уровне. Представители административной школы менеджмента, так же как и научного менеджмента исходят из того, что эффективная работа любой компании зависит от того, в какой мере её менеджеры смогут найти рациональные принципы организации данной компании.

Научный менеджмент имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

1. Получил подтверждение тезис о значении высокой оплаты труда;

2. Были проведены научные исследования процессов выполнения различных работ и задач;

3. Была продемонстрирована важность отбора и обучения работников.

Недостатки:

1. Не учитывался социальный контекст работы и возрастающие потребности работников;

2. Не признавались различия между индивидами;

3. Менеджеры, как правило, низко оценивали уровень профессионализма рабочих и игнорировали их идеи и предложения.

5.1.3. Механизм административного (классического менеджмента)

Наиболее ярким представителем административного менеджмента был французский промышленник и учёный Анри Файоль (1841-1925 гг.).

А. Файоль систематизировал достижения своих предшественников в области менеджмента и впервые разработал теорию менеджмента, охватывающую все основные сферы деятельности компании. Кроме того, А. Файоль одним из первых выделил и описал управленческую деятельность как самостоятельную сферу исследования. Его теория менеджмента была настолько убедительной и заслужила такое общее признание, что её стали называть классической. Файоль изучал и описывал основные функции менеджмента, что на любом уровне существуют административные функции.

Выделяя основные составляющие теории менеджмента А. Файоля можно говорить о трёх сторонах этой теории:

1. Любая компания представляет собой единый организм, живущий по своим законам. Характерной чертой каждой компании является наличие шести видов деятельности:

- Техническая (технологическая) деятельность;

- Коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен);

- Финансовая деятельность (поиски капитала и его эффективное использование);

- Защитная деятельность (защита собственности и личности);

- Бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика);

- Администрация (воздействие на персонал).

2. Реализация каждого из этих шести видов деятельности имеет свою логику и предполагает выполнение пяти управленческих функций:

- Планирование;

- Организация;

- Распорядительство (командование);

- Координация;

- Контроль.

3. На основе анализа основных сфер деятельности организации разработки основной функции управления этими сферами А. Файоль впервые разработал целостный механизм повышения эффективности деятельности организации. Этот механизм французский учёный представил в виде 14 принципов менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: