Электроэнергетика

Реформа электроэнергетики - одна из наиболее продвинутых в сфере российских естественных монополий. Она моделировалась по классическим принципам: отделение сетей от производственной составляющей (генерации); развитие конкурентных отношений на стадии генерации и создание реально функционирующего рынка электроэнергии, последующая приватизация генерирующих мощностей с целью привлечения частных инвестиций в отрасль.

До проведения реформы электроэнергетическая отрасль России характеризовалась низкими технологическими показателями. Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению. Доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков. В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис.

В 1998–1999 гг. РАО «ЕЭС России» под руководством А. Б. Чубайса разработало новую модель реструктуризации отрасли, основанную на дроблении интегрированных энергокомпаний. Однако и этот подход был признан спорным и не принят акционерами компании. Тем не менее данная модель послужила началом разработки альтернативных вариантов реформирования электроэнергетики и была воплощена в действующую концепцию реформы.

Согласно ей, главная цель реструктуризации – привлечение инвестиционных ресурсов путем повышения эффективности и прозрачности структур отрасли – достигалась с помощью разделения естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций. При этом передача энергии по магистральным и распределительным сетям как монопольная деятельность оставалась в государственной собственности, а всем участникам рынка был бы обеспечен недискриминационный доступ к услугам естественных монополий. В обозримой перспективе предполагалось сформировать полностью либерализованные (открытые) оптовые и розничные рынки электроэнергии.

Этот вариант был положен в основу постановления правительства от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» – базового документа реструктуризации, который на правительственном уровне определил ключевые принципы и задачи реформирования, а также его основные направления и этапы. На данный момент каркас новой электроэнергетики практически сформирован.

В результате была изменена система государственного регулирования отраслью, создана технологическая и коммерческая инфраструктура рынка электроэнергии, появились новые участники рыночных отношений, сформирован рынок электроэнергетических услуг. Изменилась и структура отрасли: было осуществлено разделение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций. Вместо прежних вертикально интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие активы. По масштабу профильной деятельности они превосходят прежние монополии регионального уровня, так как объединяют либо профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими. Магистральные сети перешли под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети интегрированы в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений были переданы общероссийскому Системному оператору (СО ЕЭС). Активы генерации в процессе реформы объединились в межрегиональные компании двух видов: генерирующие компании оптового рынка (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединили электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК вошли главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК сформированы на базе тепловых электростанций, а одна (РусГидро) – на основе гидрогенерирующих активов.

Рассмотрим проблемные моменты, оказавшие существенное влияние на течение и результат реформы электроэнергетики.

1. Снижение спроса на продукцию отрасли. В Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики был обозначен рост энергопотребления на уровне 4,5%. Все планы в энергетике строились на основе этого роста, однако даже в ближайшие несколько лет из-за кризисных явлений в экономике он не будет достигнут. По итогам 2008 г. электропотребление увеличилось лишь на 1,9%, но это стало следствием роста экономики в течение первых трех кварталов, до влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику России. Экономический кризис привел к тому, что по итогам 2009 г. спрос на электроэнергию упал на 4,7% к уровню 2008 г. Несмотря на восстановление уровня производства и потребления электроэнергии в конце 2009 г., первоначальных прогнозов достичь не удастся. В связи с этим возникла необходимость корректировки Генеральной схемы размещения. Если ее первоначальный вариант предполагал спрос на электроэнергию в 2020 г. 1710 млрд кВт-ч в год, то скорректированная версия предполагает 1388 млрд кВт-ч в год при максимальном варианте и 1288 млрд кВт-ч в год при базовом варианте. Объем потребления электроэнергии в 2009 г. составил 964,4 млрд кВт-ч. Отрицательный рост стал прямым результатом ошибочных плановых расчетов, а также финансово-экономического кризиса, который повлек за собой сокращение объемов энергопотребления, а через финансовую спираль и резкое снижение ликвидности в отрасли.

2. Цена строительства мощностей, которая была заложена в проект инвестиционной программы РАО «ЕЭС России», оказалась в полтора раза ниже, чем реальная цена строительства мощностей, сложившаяся на рынке из-за бума энергетического строительства.

3. Смещение акцентов с газа на другие источники энергии. Согласно Генеральной схеме, ввод новых мощностей предполагался преимущественно на газе. Но, как известно, осенью 2006 г. В. В. Путин задал иной вектор – смещение акцентов с газа на другие источники энергии (в частности, на уголь). Строительство угольных электростанций дороже и дольше по времени, поэтому первоначальный расчет потребности в инвестиционных ресурсах также должен быть скорректирован.

4. Значительное удорожание заемных средств. Проценты по заемным денежным средствам держатся на уровне 14–16% годовых, поэтому желание скорректировать крупные инвестиционные программы представляется вполне логичным. Падение рыночной капитализации энергокомпаний также усложняет проблему их кредитования.

5. Рост неплатежей в отрасли. На оптовом рынке задолженность перед производителями электроэнергии на 1 июля 2010 года составляет 22,5 млрд руб., на розничном перед гарантирующими поставщиками – 97,9 млрд руб. Рост неплатежей означает усиление долговой нагрузки на производителей и ставит под угрозу надежность энергоснабжения потребителей.

Таким образом, ни одна цель, первоначально поставленная реформой, пока еще не достигнута в полной мере. В наибольшей степени не решены две ключевые задачи реформы – создание конкурентного рынка электроэнергии (мощности), цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки, и привлечение средств частных инвесторов для обновления генерирующих мощностей.

Однако реформой были заложены правовые, экономические, технологические и инфраструктурные основы для создания эффективной, надежной, конкурентоспособной отрасли. На современном этапе необходимо продолжать заданную динамику развития электроэнергетики. Развитие конкурентных отношений, совершенствование тарифного регулирования, обеспечение равенства всех участников отрасли позволят усилить инвестиционный процесс и обеспечить конкурентоспособность электроэнергетики в долгосрочной перспективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: