Тематический курс (лекции)

Тема лекции Содержание лекции Кол-во часов
  VI семестр    
1. Предмет и содержание гигиены. История становления и развития гигиены. Предмет и содержание гигиены. История становления и развития ги­гиены. Связь гигиены с другими науками. Значение гигиенических меро­приятий в деятельности лечащего врача. Понятие о первичной и вторич­ной профилактике заболеваний. Связь и взаимодействие профилактиче­ской и лечебной медицины. Методы гигиенических исследований, санитарно-статистического и эпидемиологического анализа состояния окру­жающей среды и здоровья населения. Социально-гигиенический мониторинг как государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их ана­лиза, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.  
2. Атмосферный воздух как внешняя среда. Влияние метеофакторов на организм. Загрязнение атмосферного воздуха как важнейшая гигиеническая и экологическая проблема. Загрязнение атмосферного воздуха. Происхождение и классификация атмосферных загрязнений. Увеличение атмосферных загрязнений в связи с развитием промышленности и автотранспорта. Сжигание топлива как один из основных источников загрязнения воздуха крупных городов. Влияние атмосферных загрязнений (в том числе канцерогенных) на здоровье населения. Токсические туманы. Научные основы гигиенического нормирования атмосферных загрязнений. Система мероприятий по санитарной охране атмосферного воздуха: технологические, планировочные, санитарно-технические.  
3. Солнечная радиация и её роль в обеспечении жизни на земле. Профилактика ультрафиолетовой недостаточности. Характеристика отдельных областей солнечного спектра: инфракрасная, видимая, ультрафиолетовая. Изменение солнечного спектра у поверхности земли в зависимости от стояния солнца и прозрачности атмосферы. Понятие о световом климате. Влияние ультрафиолетовой части солнечного спектра на организм. Биологическая роль А, В и С областей ультрафиолетового излучения. Ультрафиолетовая недостаточность, меры профилактики. Искусственные источники ультрафиолетового излучения, понятие биодозы. Показания и противопоказания к применению. Методы профилактики  
4. Вредные примеси и аэрозоли в воз­духе и их влияние на здоровье.Загрязнение и самоочищение атмосферного воздуха. Санитарная охрана атмосферного воздуха Происхожде­ние и классификация атмосферных загрязнений. Сжигание топлива как источник загрязнения атмосферы. Увеличение атмосферных загрязнений в связи с развитием промышленности и автотранспорта. Гигиеническое значение дисперсности, растворимости, химического состава промыш­ленных выбросов. Влияние атмосферных загрязнений на здоровье насе­ления. Токсические туманы. Загрязнение воздуха канцерогенными веще­ствами. Научные основы гигиенического нормирования атмосферных загрязнений. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе. Особенности гигиенического нормирования атмо­сферных загрязнений. Система мероприятий по санитарной охране атмо­сферного воздуха: технологические, планировочные и санитарно-технические мероприятия. Законодательство по санитарной охране атмо­сферного воздуха. Санитарная охрана атмосферного воздуха в РФ и за рубежом.  
5. Вода как фактор биосферы и необходимые условия существования жизни на земле. Гигиенические требования к качеству воды и водоисточников. Физиологическое и гигиеническое значение воды. Роль воды в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний. Химический состав воды как причина заболеваний. Значение микроэлементов воды. Флюороз. Значение фторирования воды для профилактики кариеса. Солевой состав воды. Сульфаты и хлориды. Нитраты, их роль в возникновении метгемоглобинемии у детей. Природные источники воды: подземные (грунтовые, межпластовые безнапорные, артезианские) и поверхностные (реки, озера, водохранилища). Их гигиеническая характеристика. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Показатели безопасности воды: органолептические, микробиологические, санитарно-химические. Централизованное и децентрализованное водоснабжение. Санитарные правила устройства колодцев, очистка и дезинфекция, хлорирование воды в колодцах. Санитарная охрана источников водоснабжения.  
6. Методы улучшения качества питьевой воды. Методы осветления и обесцвечивания воды: отстаивание, коагуляция, фильтрация. Типы фильтров. Обеззараживание воды. Физические и химические методы обеззараживания воды. Хлорирование как основной метод обеззараживания воды (механизм бактерицидного действия, выбор дозы хлора, хлорирование нормальными дозами, хлорирование с преаммонизацией, гиперхлорирование, недостатки метода). Обеззараживание индивидуальных запасов воды. Специальные методы улучшения качества воды (опреснение, дефторирование, фторирование, дезодорация, дезактивация, обезжелезивание и др.).  
7. Почва как фактор внешней среды. Роль почвы в передаче эпидемических, инфекционных и паразитарных заболеваний. Загрязнение и самоочищение почвы Гигиени­ческое значение, состав и свойства почвы. Процессы самоочищения поч­вы. Характеристика естественных и искусственных биогеохимических провинций. Миграция и круговорот микроэлементов в биосфере. Эндемические заболевания и их профилактика. Характеристика и источники антропогенного загрязнения почвы. Пестициды, минеральные удобрения, биологическое действие, биотранс­формация. Эпидемиологическое значение почвы. Мероприятия по охране почвы, их эффективность. Система очистки города и сельского населенного пункта. Сбор, удаление, обезвреживание и утилизация сточных вод и твердых бытовых отходов различными метода­ми. Захоронение высокотоксичных и радиоактивных отходов. Понятие о малой канализации и ее применении. Гигиенические требования к местам захоронения трупов. Природоохранное законодательство в области охраны почвы.  
8. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Основы рационального питания. Значение белков, жиров и углеводов в питании человека. Значение питания для физического развития и здоровья, повышения работоспособности и биологической сопротивляемости организма детей и подростков. Качественная и количественная полноценность питания, сбалансированность пищевых веществ, рациональный режим питания. Диетическое и лечебно-профилактическое питание. Методы оценки адекватности питания. Понятие о пищевом статусе. Белки растительного и животного происхождения, их пищевая и биологическая ценность, источники. Роль незаменимых аминокислот как ростового фактора для детского организма. Потребность в белках взрослого трудоспособного населения. Жиры растительного и животного происхождения, их пищевая и биологическая ценность, источники. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Углеводы, их значение, источники. Пищевая ценность отдельных пищевых продуктов, содержащих углеводы. Отрицательное влияние избыточного содержания углеводов. Потребность в углеводах взрослого трудоспособного населения  
9. Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека Витамины водо- и жирорастворимые (С, рутин, витамины группы В, А, Д, Е, К), их биологическая роль, продукты – источники витаминов. Факторы, способствующие сохранению витаминов и разрушающие их. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы, их причины, клинические проявления, профилактика. Потребности в витаминах детей и подростков. Искусственная витаминизация продуктов питания готовых блюд. Минеральные вещества (Са, К, Fe, Ма, Р), их роль в питании детей и подростков, продукты – источники минеральных веществ. Потребность в них детей и подростков. Роль микроэлементов в питании человека.  
10. Заболевания, обусловленные недоброкачественной пищей. Пищевые отравления немикробной и микробной природы Пищевые отравления микробной природы. Токсикоинфекции, вызванные условно-патогенными микроорганизмами. Токсикозы: ботулизм, стафилококковая интоксикация. Микотоксикозы: эрготизм, фузариозы, афлатоксикозы. Роль продуктов питания в возникновении пищевых отравлений. Пищевые отравления немикробной природы: отравления грибами и некоторыми ядовитыми дикорастущими растениями, отравление продуктами, временно или частично приобретающими ядовитые свойства (соланин картофеля, ткани и органы рыб, амигдалин). Сорниковые токсикозы: гелиотропный токсикоз, триходесмотоксикоз. Отравление неорганическими соединениями (медь, цинк, нитриты и др.). Пестициды как возможная причина острых и хронических пищевых отравлений.  
11. Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за питанием и водоснабжением в полевых условиях. Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за пи­танием личного состава. Характеристика суточного рациона общевойско­вого пайка, специальных рационов, оценка пищевого статуса военнослу­жащих с использованием расчетных и лабораторных методов. Организа­ция питания в полевых условиях. Основы организации санитарно-эпидемического надзора за водо­снабжением в полевых условиях. Организация и проведение разведки во­доисточников. Пункт водоснабжения и водозабора, гигиенические требо­вания к их оборудованию. Водно-питьевой режим в полевых условиях в различных климатогеографических районах. Методы кондиционирования питьевой воды с помощью табельных средств, обеззараживание индивиду­альных запасов воды.  
12. Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены. Гигиенические принципы здорового образа жизни лиц с учетом возраста. Режим труда и отдыха. Гиподинамия, ее последствия и профилактика. Роль физической культуры в мобилизации адаптивных возможностей человеческого организма в условиях современных урбано- и агроценозов, в экстремальных ситуациях. Активный и пассивный отдых. Личная гигиена как часть общественной гигиены. Гигиена тела и ко­жи. Функциональное значение кожи, пути ее загрязнения. Гигиена зубов и полости рта. Средства по уходу за зубами и кожей.Закаливание организма. Понятие, значение, основные принципы (по­степенность, систематичность, комплексность, учет состояния здоровья, самоконтроль). Средства и способы закаливания. Методика закаливания воздухом, водой, солнцем. Профилактика УФ-недостаточности. Требова­ния к организации соляриев, аэрариев, фотариев. Влияние нервно-эмоциональных факторов и стрессовых нагрузок на здоровье. Аутотренинг. Сон, его продолжительность, условия для полно­ценного сна. Рациональное индивидуальное питание человека.  
  VII семестр    
1. Труд и здоровье населения. Производственные вредности и производственные заболевания. Основные направления их профилактики. Основы законодательства по охране труда, правовые нормы, охрана труда женщин и подростков. Основы физиологии труда. Труд умственный и труд физический. Из­менения в организме человека в процессе трудовой деятельности. Утомле­ние и переутомление, перенапряжение и их профилактика. Гигиеническая классификация и критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Влияние условий труда на состояние здоровья промышленных рабо­чих. Профессиональные вредности, профессиональные и производствен­но-обусловленные заболевания, профессиональные отравления.  
2. Производственная пыль как фактор вредности. Пылевые болезни и их профилактика Промышленная пыль. Профессиональные заболевания, связанные с работой на производстве с высокой запыленностью воздуха. Виды пневмокониозов и их профилактика. Основы охраны труда работающих. Общие принципы проведения оздоровительных мероприятий на производстве: технологические, санитарно-технические и лечебно-профилактические. Гигиеническое норми­рование факторов производственной среды. Средства индивидуальной защиты. Лечебно-профилактическое питание рабочих технологические мероприятия, санитарно -гигиенические мероприятия, индивидуальные средства защиты и лечебно -профилактические мероприятия.  
3. Промышленные яды и их классификация. Общие закономерности действия и направления профилактики Профессиональные отравления. Общие закономерности действия про­мышленных химических веществ. Острые и хронические отравления. Отдаленные последствия интоксикации промышленными ядами. Общие меры профилактики профессиональных отравлений. Гигиеническое нормирование допустимого содержания токсических веществ в воздухе производственных помещений. Профессиональные отравления оксидом углерода, сернистым газом, окис­лами азота, свинцом, ртутью, бериллием, органическими растворителями. Меры профилактики.  
4. Шум и вибрация, их влияние на организм и меры профилактики Производственный шум и вибрация, влияние на организм. Классификация шумов по спектральному составу. Источники шумов. Допустимые уровни шума на производстве. Характеристика биологического действия вибрации в зависимости от частоты и амплитуды. Производственные источники вибрации. Шумовая и вибрационная болезни. Меры предупреждения вредного воздействия шума и вибрации.  
5. Лазерное излучение и электромагнитные поля. Их влияние на организм в процессе жизни и профессиональной деятельности Неионизирующие электромагнитные излучения и поля. Электромаг­нитные поля токов промышленной частоты и радиочастот, биологическое действие и профилактика вредного воздействия. Лазерное излучение, ха­рактер биологического действия и профилактика вредного воздействия. Гигиенические аспекты организации труда операторов персональных компьютеров. Основные направления предупреждения вредного влияния излучения дисплеев на организм.  
6. Основные проблемы гигиены труда при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений Ионизирующее излучение. Биологическое действие ионизирующей радиации. Характеристика основных видов излучения (альфа-, бета-, гам­ма-, рентгеновского). Факторы, определяющие радиационную опасность. Радиотоксичность. Нормы радиационной безопасности. Использованием радиоактивных веществ в открытом и закрытом ви­де. Принципы защиты от внешнего и внутреннего ионизирующего облуче­ния. Дозиметрический контроль. Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию радиологических отделении больниц. Сбор, удаление транспортировка и обезвреживание радиоактивных отходов в радиологических отделениях больниц.  
7. Гигиена детей и подростков.Закономерности роста иразвития детей и подростков. Основные проблемы гигиены детей и подростков. Закономерности роста и развития детского организма как основа нормирования среды оби­тания детей и подростков. Принципы нормирования факторов окружаю­щей ребенка среды. Возрастные анатомо-физиологические особенности органов и систем детского организма. Состояние здоровья детей и подростков. Влияние экологических, со­циально-гигиенических и внутришкольных факторов на состояние здоро­вья. Школьные болезни, причины, профилактика. Показатели индивиду­ального здоровья детей и здоровья детских коллективов. Группы здоровья.  
8. Физическое развитие как показатель здоровья ребенка. Функциональная зрелость. Физическое развитие как показатель здоровья ребенка. Методы оцен­ки физического развития (сигмальный, регрессионный, центильный и др.). Оценка уровня биологического развития комплексными методами. Аксе­лерация, ретардация, децелерация. Социально-гигиеническое значение из­менения темпов возрастного развития. Функциональная зрелость. Определение готовности ребенка к обуче­нию в школе по комплексу медицинских и психофизиологических крите­риев. Гигиена учебных занятий в школе. Адаптация детей к учебному про­цессу в начале обучения. Гигиенические принципы организации учебного процесса. Работоспособность. Гигиенические требования к организации урока, учебного дня и учебной недели. Гигиенические требования кучебным пособиям и техническим сред­ствам обучения. Профилактика нарушений состояния здоровья при работе на персональных компьютерах.  
9. Гигиена лечебно-профилактических учреждений. Гигиенические требования к планировке и оборудованию приемного отделения, палатной секции, лечебно-диагностических отделений (опера­ционного блока, рентгенологических и радиологических отделений). Планировка и режим работы в терапевтическом, хирургическом, дет­ском, акушерском и инфекционном отделениях больниц. Система санитарно-гигиенических мероприятий по созданию охра­нительного режима и благоприятных условий пребывания больных в ле­чебном учреждении.  
10. Профилактика внутрибольничных инфекции. Гигиенические аспекты профилактики внутрибольничных инфекций. Планировочные, санитарно-технические и дезинфекционные мероприя­тия. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим больницы. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и организации работы больничных пищеблоков. Документация по сани­тарному состоянию пищеблоков и состоянию здоровья персонала. Правила отбора проб и оценки качества готовых блюд дежурным врачом.  
11. Гигиена труда в различных родах войск. Санитарно-гигиенические и экологические проблемы обеспечения жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного происхождения в мирное время. Основы организации санитарно-гигиенических мероприятий в вой­сках. Гигиена полевого размещения личного состава. Условия пребывания военнослужащих в казармах, учебных лагерях, полевых жилищах, форти­фикационных сооружениях, убежищах. Опасные и вредные факторы сре­ды обитания военнослужащих, их воздействие на жизнедеятельность, со­хранение работоспособности и боеготовности.  
  ИТОГО  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: