Пушкин вначале тоже так думал, поэтому первоначальные наброски назвал «Зависть».
Но по мере того, как замысел «маленькой трагедии» все больше прояснялся, Пушкин понял, что не зависть Сальери к Моцарту – основание для убийства последнего.
Иначе весь смысл трагедии сводился бы к банальнейшей ситуации: бездарный Сальери из зависти убил гениального Моцарта.
Но тогда это был бы уже не Пушкин, а автор пьесы для провинциального театра.
Или что‑нибудь в духе современной «мыльной оперы» для очередного телесериала.
А ведь «Моцарт и Сальери» – одна из грандиознейших мировых идей на уровне не только литературы, но и научной психологии; в том числе, как мы уже замечали раньше, психологии творчества.
Конечно, Сальери завидует Моцарту, но его чувство зависти никак не является основанием для убийства Моцарта.
Помню, как на репетициях этой пьесы в старинном и очень шармовом театре в центре шведской столицы в районе романтического Вазастана исполнитель роли А. Сальери – блестящий актер и режиссер Юрий Ледерман кричал:
|
|
«Отменяем премьеру – у меня как у Сальери нет достаточных оснований убить Моцарта!»
И правда, чем больше углубляешься в пьесу, тем меньше подлинных оснований для убийства.
Конечно же, основания есть, но они куда более глубоко запрятаны на психологическом уровне, чем об этом пишут многие исследователи.
Премьера в стокгольмском театре состоялась только когда мы нашли эти подлинные основания для убийства.
Ибо главных причин убийства две – политическая и психологическая.
И тогда перед нами – подлинно современный театр.
Для того чтобы это понять, сравните стиль речи
Сальери – выдающегося музыкального деятеля –
и Моцарта – «рядового музыканта»:
Сальери:
«…дерзнул в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.
Я стал творить …»
Моцарт:
«И в голову пришли мне две, три мысли
Сегодня я их набросал …»
Сальери:
«Нередко, просидев в безмолвной келье
Два, три дня, позабыв и сон и пищу,
Вкусив восторг и слезы вдохновенья…»
Моцарт:
«Нет – так; безделицу. Намедни ночью
Бессонница меня томила …»
(Моцарт хочет показать Сальери свою музыку)
«…Хотелось
Твое мне слышать мненье; но теперь
Тебе не до меня».
Моцарт:
«… играл я на полу
С моим мальчишкой …»
Сальери:
«Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей
Я слушал и заслушивался – слезы
Невольные и сладкие текли».
Моцарт:
«Представь себе… кого бы?
Ну, хоть меня – немного помоложе;
Влюбленного – не слишком, а слегка –
С красоткой, или с другом – хоть с тобой.
Я весел…»
Сальери:
«Отверг я рано праздные забавы;
|
|
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке».
Можно приводить бесконечное число примеров, но уже ясно, что разница
в менталитете Моцарта и Сальери катастрофически огромна. Они словно представляют разные галактики.
Стиль Сальери – это стиль выдающегося деятеля, руководящего работника, который даже наедине с собой говорит так, как будто выступает перед широкой общественностью.
Речь Моцарта – само естество.
Сальери – великий музыкальный жрец, первосвященник, посвященный. Моцарт же во всех внешних проявлениях – рядовой музыкант.
Но весь ужас Сальери в том, что именно моцартовская музыка есть музыка высшего начала, божественного озарения.
И, что еще ужасней, лучше всех это дано понять именно Сальери. Получается, все, что принес в жертву музыке Антонио Сальери – самоотречение, бессонные ночи, отказ от радостей жизни, отказ даже от любви, – оказалось необходимым не для того, чтобы самому создать великую музыку, но только для того, чтобы, воспользовавшись всеми своими знаниями, оценить подлинное величие музыки другого композитора.
Здесь я хочу процитировать блестящую мысль режиссера Юрия Ледермана. Когда мы размышляли на тему о том, кто такая Изора («Вот яд – последний дар моей Изоры») и откуда у Пушкина взялось это имя, Ледерман сказал: «Важно – не кто такая Изора.
Важно еще одно противопоставление.
У Моцарта дар любви – его мальчишка, с которым он „играл на полу“, а у Сальери дар любви – яд».
Но в лице Моцарта одинокий, «осьмнадцать лет» носящий с собой яд Сальери не просто обретает потеряного им ранее Бога.
Он предлагает Богу сотрудничество:
«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я».
И здесь Моцарт произносит самоубийственную для него фразу:
«Ба! Право? Может быть… Но божество мое проголодалось».
Именно в эту секунду (и ни секундой раньше) Сальери принимает спонтанное решение – отравить Моцарта:
«Послушай: отобедаем мы вместе
В трактире Золотого Льва».
И только после того, как Моцарт уходит, Сальери разрабатывает для себя моральное оправдание или, лучше сказать, основание для убийства Моцарта.
Решение принято неожиданно, и к тому же Сальери – не профессиональный убийца, а посему