Естественно, что методы когнитивного обучения сосредоточены на когнитивной деятельности, поскольку их главная цель ее облегчить. Но когнитивное функционирование не может быть совершенно отделено от мотиваций, которые его вызывают, от эмоций и чувств, которые его сопровождают, и личностных трансформаций, которые могут явиться его следствием. Однако, если специалисты-практики в области когнитивного обучения хорошо знают, как и все педагоги, мотивационные условия умственной деятельности (позитивный образ своего «Я», ощущение компетентности, оптимальное напряжение и т. д.), то эти условия обычно минимизируются в различных попытках построения теорий и при формализации методов. Хотя существует несколько исключений, но в основном, при помощи когнитивного обучения предлагается развивать когнитивные средства. Вследствие этого когнитивное обучение когнитивно и по своим средствам. Например, в «Программе Инструментального Обогащения» главная цель—облегчить когнитивную деятельность. Упражнения в «Мастерских логического рассуждения» также направлены на облегчение актуализации либо непосредственного построения логических структур, избегая при этом обходных путей, которые предполагаются при любом действии, основанном на мотивациях.
|
|
Напротив, основоположники когнитивного обучения делают сильный акцент на некогнитивных результатах этого обучения. Ожидается, что специалисты, пользующиеся этими методами развивают, основываясь на улучшении когнитивных способностей, целую серию позитивных личностных характеристик: более дифференцированный образ своего «Я», повышение самооценки, усиление потребности в достижениях, внутренних мотиваций, способности к разработке проектов, увеличение социабельности, чувства ответственности, ощущение большей зрелости и улучшение эмоционального равновесия. Подчеркивая действие познавательных процессов на эмоционально-мотивационные факторы и, в большей или меньше степени, пренебрегая обратной причинностью и, следовательно, взаимодействием между этими двумя гранями психологической реальности, сторонники когнитивного обучения придерживаются тех же самых оснований, что и большинство когнитивных психологов. Эти основания, разумеется, показали свое эвристическое значение в области исследований. Однако, ведя к ограниченному взгляду на психическую деятельность, они все чаще ставятся под сомнение.