История изучения функциональной асимметрии мозга: клинические, физиологические данные. Концепция доминантности левого полушария мозга (у правшей). Анатомические, физиологические и клинические доказательства неравноценности левого и правого полушарий мозга. Асимметрия трех блоков. Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга. Парциальный характер и степень функциональной асимметрии. Профиль межполушарной асимметрии или латеральной организации мозга (ПЛО). Латеральные особенности нарушений гностических процессов (зрительного, слухового, тактильного восприятия), произвольных движений и действий; мнестических, интеллектуальных процессов, эмоционально-личностной сферы. Специфика нейропсихологических синдромов у левшей. Методы исследования межполушарной асимметрии.
Целевая установка:
Студент должен знать анатомические, физиологические, клинические, нейропсихологические данные, свидетельствующие о специфических различиях в строении и функции полушарий головного мозга.
|
|
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается эволюционный аспект целесообразности морфологических и функциональных асимметрий?
2. В чем морфологические различия правого и левого полушарий?
3. Как решалась проблема доминантности полушарий мозга в истории нейропсихологии?
4. Какая симптоматика входит с синдром расщепленного мозга?
5. Какие приемы используются для оценки автономной работы одного полушария?
6. Приведите примеры сенсорных асимметрий.
7. На каких информационных функциях специализируются левое и правое полушария?
8. Что такое парциальные асимметрии?
9. В чем заключается специфика латеральности поражений мозга?
10. Приведите статистику левшества.
11. Какие теории пытаются объяснить возникновение левшества?
12. Какие психологические особенности левшей описываются в литературе?
13. Какие формы психической патологии вероятностно связаны с феноменом левшества?
14. Как на современном этапе решается проблема переучивания левшей?
Рекомендуемая литература (2, 6, 9, 11, 28).