а) Кортиев орган
б) Средний мозг
в) Слуховое сияние
2 вариант
1. Замена нужных движений на шаблонные является признаком:
1) кинестетической апраксии;
2) пространственной апраксии;
3) кинетической апраксии;
4) регуляторной апраксии.
2. Приобретенное речевое расстройство вследствие поражения левого полушария называется:
1) алалией;
2) мутизмом;
3) дизартрией;
4) афазией.
3. Поражение теменно-затылочной зоны левого полушария часто приводит к:
1) эфферентной моторной афазии;
2) сенсорной афазии;
3) семантической афазии;
4) динамической афазии.
4. Основным дефектом при вербальной алексии является:
1) слабое зрение;
2) нарушения симультанного узнавания;
3) перепутывание букв;
4) первая и третья причины.
5. Аграфия — это:
1) потеря способности к рисованию;
2) потеря способности переноса навыков письма с правой руки на левую у правшей;
3) навязчивые повторения отдельных букв при письме или штрихов при рисовании;
4) нарушение способности правильно по форме и смыслу писать.
|
|
6. Акалькулия часто сочетается с:
1) семантической афазией;
2) кинестетической апраксией;
3) соматоагнозией;
4) эмоциональными расстройствами.
7. Неспецифические расстройства памяти преимущественно связаны с работой:
1) первого блока мозга;
2) второго блока мозга;
3) третьего блока мозга;
4) всех трех блоков.
8. «Полевое поведение» является результатом поражения:
1) лобных долей;
2) височных долей;
3) затылочных долей;
4) теменных долей.
9. Экспериментальным приемом обнаружения модально-специфических нарушений внимания является:
1) корректурная проба;
2) одновременное предъявление двух стимулов парным анализаторам;
3) управление движущимся объектом;
4) узнавание стимульного материала.
10. Дефекты мышления, связанные с опосредованием речевых связей, вызываются:
1) поражением конвекситальных отделов лобных долей;
2) левовисочными поражениями;
3) теменно-затылочными поражениями;
4) правовисочными поражениями.
11. «Круг Пейпеса» в основном описывает циркуляцию эмоциональных процессов:
1) между теменной и височной корой;
2) от зрительного анализатора к третичным полям;
3) внутри лимбической системы;
4) между ретикулярной формацией и лобной корой.
12. Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга вероятнее приведет к такому эмоциональному состоянию, как:
1) безразличное благодушие;
2) грусть;
3) депрессия;
4) тревога.
13. Процесс опознания от общего к частному более представлен:
1) в левом полушарии;
2) в правом полушарии;
3) одинаково в обоих полушариях;
4) в зависимости от стимульного материала.
14. Левшество — это:
|
|
1) преобладание размера левой руки над правой;
2) совместное преобладание леворасположенных парных органов над правыми;
3) преобладание левой руки и левой ноги над правыми;
4) различия в чувствительности правой и левой половины тела.
15. Особенностью очаговых поражений мозга у детей является:
1) слабая выраженность симптоматики;
2) значительная выраженность симптоматики;
3) длительный период обратного развития симптомов;
4) высокая зависимость от латерализации очага поражения.
16. Основные направления современной нейропсихологии:
1) Клиническая нейропсихология
2) Экспериментальная нейропсихология
3) Нейрохирургическая нейропсихология
4) Нейропсихологический подход в психодиагностике
Выбрать лишнее.
17. Изначально ВПФ существуют как внутренний (интрапсихический) процесс:
а) Верно
б) Неверно
18. Данная концепция утверждает, что можно локализовать лишь элементарные сенсорные функции, а ВПФ связаны со всем мозгом равномерно.
а) Концепция эквипотенциальности мозга
б) Психоморфологическое направление
в) Эклектическая концепция
19. В русском языке фонемами являются:
а) Гласные звуки
б) Согласные звуки
в) Гласные и согласные звуки
20. Одним из методов изучения межполушарного взаимодействия является метод перерезки:
а) Лобные доли
б) Мозолистое тело
в) Ретикулярная формация
8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1.Нейропсихология: определение. Отечественная и западная нейропсихология. Связь нейропсихологии с другими научными дисциплинами.
2.Представление о высших психических функциях: основные характеристики, закономерность формирования, закономерности нарушения.
3.Проблема локализации высших психических функций (узкий локализационизм, антилокализационизм, эклектическая концепция, теория системной динамической локализации).
4.Структурно-функциональная организация мозга.
5.Общая структурно-функциональная модель мозга как субстрата психической деятельности (модель Лурия А.Р.). Соотношение между схемой психической деятельности и моделью «трех блоков».
6.Функциональная асимметрия больших полушарий мозга: эмпирические данные, этапы становления теории функциональной асимметрии, основные положения данной теории в наши дни.
7.Феномен межполушарного взаимодействия: «синдром расщепленного мозга», закономерности онтогенеза парной работы полушарий.
8.Гностические зрительные расстройства. Зрительные агнозии.
9.Гностические кожно-кинестетические расстройства. Тактильные агнозии.
10.Гностические слуховые расстройства. Слуховые агнозии.
11.Роль афферентации в управлении произвольными движениями и действиями (концепции Бернштейна Н.А., Анохина П.К., Лурия А.Р.).
12.Эфферентные механизмы произвольных движений и действий.
13.Апраксии: определение, формы.
14.Произвольная регуляция высших психических функций: основные положения. Значение лобных долей мозга в произвольном контроле высших психических функций.
15.Модально-неспецифические нарушения внимания. Модально-специфические нарушения внимания.
16.Формы нарушения памяти при локальных поражениях мозга.
17.Роль левого и правого полушарий мозга в процессе запоминания вербального и невербального материала.
18.Речевая система: виды речи, формы речевой деятельности. Речевой слух.
19.Афазии: определение. Эфферентные формы афазии.
20.Сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая афазии.
21.Афферентная моторная, семантическая афазии.
22.Эмоционально-личностные нарушения при локальных поражениях мозга.
23.Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.
24.Критерии классификации нарушений сознания.
25.Общая нейропсихологическая модель мозговой организации сознания.
26.Понятие нейропсихологического фактора. Типы факторов.
|
|
27.Характеристика синдромного (факторного) анализа.
28.Общие задачи нейропсихологического исследования.
9. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Агнозия — нарушение восприятия при сохранении ощущений (или на фоне сохранения ощущений).
Антиципация — способность предвосхищать события.
Амбидекстрия — одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).
Аномия — отсутствие четкой связи между образом и словом.
Апперцепция — влияние опыта человека на восприятие им актуальной действительности.
Апраксия — расстройство произвольного действия, возникающее при сохранности элементарных двигательных функций.
Асоматогнозис — полное или частичное невосприятие собственного тела.
Аудиальный — относящийся к органам слуха.
Аутизм — крайняя форма психического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида в мир собственных переживаний.
Афазия — частичная или полная потеря речевых способностей.
Афферентация — постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция).
Афферентный (от лат. afferens — приносящий) — несущий к органу или в него; передающий импульсы от рабочих органов (желез, мышц) к нервному центру.
Вариабельность — изменчивость реальных объектов и процессов.
Вербальный (словесный) — обозначение форм знакового и речевого материала, процессы оперирования с этим материалом.
Визуальный — относящийся к органам зрения.
Гешталът — целостная единица сознания, полная структура.
Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Гипертонус — неконтролируемое чрезмерное напряжение мышц.
Гипотонус — неконтролируемая мышечная вялость.
Глиальные клетки (нейроглия) — клетки, являющиеся изоляторами нейронов и повышающие эффективность передачи нервных импульсов.
Гнозис — от греческого слова «знание, познание, узнавание». Адекватное, осознанное восприятие информации.
|
|
Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от принятых в данном обществе норм и правил.
Декстрастресс — стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком» мире.
Дендрит — ветвящийся отросток нейрона, воспринимающий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводит нервные импульсы к телу нейрона.
Депривация (социальная) — недостаточная востребованность социальной среды.
Дефицит внимания — неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
Дивергентное мышление — мышление, нацеленное на выработку возможно большего числа вариантов решения проблемы.
Дизартрия (от греч. arthroo — издаю членораздельные звуки) — расстройство речи (артикуляции) при поражении продолговатого мозга (бульбарный паралич), коры головного мозга и др.
Дисграфия (аграфия) — частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
Дискалькулия (акалькулия) — нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
Дислексия (алексия) — частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
Доминантное полушарие — полушарие, активность которого преобладает в психической деятельности индивида.
Зеркальное отражение — нарушение зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации и бинокулярного зрения.
Импрессивная речь — внутренняя речь, понимание устной и письменной речи.
Индивидуальный латеральный профиль (профиль латеральной организации) — индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии.
Инертность — «застревание» одной из выбранных тактик мыслительной деятельности независимо от условий, что проявляется в стереотипе действий и цикличности ошибок одного и того же типа.
Инсайт — внезапное понимание, мысленное схватывание тех или иных отношений и структуры ситуации в целом, не выводимое из прошлого опыта человека.
Интроверсия (интровертированность) — характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориентированного на свой внутренний субъективный мир.
Истощаемость — «затухание» тактических приемов тактической деятельности, отсутствие завершенности и контролируемого результата.
Квазипространство — упорядоченность в системах знаков и символов, выработанная человечеством для обобщения представлений о мире с возможностью передачи их другим людям (словарный запас, нотная запись, пространство мыслительных процессов и т.д.).
Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Кинестетический — тактильные (телесные) ощущения, внутренние чувства, такие, как вспоминаемые впечатления и эмоции; чувство равновесия.
Комиссуры — нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями.
Конфабуляция — вымыслы, принимающие форму воспоминаний, или галлюцинации памяти, заполнение пауз додумыванием.
Конвергентное мышление — нацеленное на одно, единственно правильное решение проблемы.
Конвергенция — схождение глаз на цели.
Контаминация (от лат. contaminatio — соприкосновение, смешение) — взаимодействие близких по значению или по
звучанию языковых единиц (чаше всего слов или словосочетаний), приводящее к возникновению, не всегда закономерному, новых единиц или к развитию у одной из исходных единиц нового значения; напр., контаминация словосочетаний «играть роль», «иметь значение» приводит к неправильному выражению «играть значение».
Кортикализация — развитие коры больших полушарий.
Креативность — творческие возможности и способности, которые могут проявиться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности.
Лабильность мыслительной деятельности — импульсивное изменение тактики мыслительной деятельности, что проявляется в спорадических ошибках.
Латерализация — процесс, посредством которого определенные функции локализуются в левом или правом полушарии.
Межполушарная асимметрия мозга — неравноценность, качественное различие «вклада» правого и левого полушарий мозга в каждую психическую функцию.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
Миелинизация — процесс образования миелиновой оболочки, покрывающей быстродействующие проводящие пути центральной нервной системы. Миелиновые оболочки повышают точность и скорость передачи импульсов в нервной системе.
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — небольшая неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.
Модальность — ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический).
Мозолистое тело — толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.
Морфогенез — морфологическое созревание мозга.
Моторная асимметрия — асимметрия рук, ног, лица, тела.
Невроз — выраженное нарушение функционального состояния нервно-психической сферы.
Невротизация — состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низкой самооценкой.
Нейроны — клетки, образующие нервную систему; формируются в пренатальный (дородовой) период, но продолжают расти и образовывать отростки в течение всей жизни человека.
Нейропедагогика — наука о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических и нейропсихологических особенностей ученика и учителя.
Нейропсихологический фактор – это структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности (modus operandi), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома, принципом, присущим работе той или иной мозговой структуры – корковой или подкорковой.
Нейротрансмиттер (от лат. transmitto — передаю) — биологические вещества, которые обусловливают проведение нервных импульсов.
Онтогенез — индивидуальное развитие человека от зачатия до конца жизни.
Парафазия (речевая асимволия) — замена слов на слова, близкие по звучанию или по смыслу.
Паттерн — структура, форма, пространственное или временное распределение стимулов, процессов.
Персеверация — навязчивое, цикличное повторение одних и тех же движений, мыслей, переживаний, застревание на звуке или слоге.
Перцептивная (от лат. perceptio — представление, восприятие) — то же, что восприятие.
Писчий спазм — невроз, проявляющийся в нарушении почерка, обычно складывается из сочетания дрожания и судорог.
Половые дихотомии — половые различия.
Праксис — способность осуществлять сложные целенаправленные движения и действия.
Пренатальный — период развития человека до рождения.
Перинатальный — период развития человека во время рождения.
Постнатальный — период развития человека после рождения.
Просодия — интонация устной речи.
Псевдореминисценции — искаженные воспоминания, иллюзии памяти.
Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Резонерство — разглагольствования по несущественному поводу; обычно банальные нравоучения, морализованные истины, известные изречения.
Релаксация — состояние расслабленности, возникающее у человека после снятия напряжения.
Реминисценция — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с материалом, первоначально заученным.
Ригидность — невозможность изменять собственные цели-программы в соответствии с изменяющимися условиями. Сенсорная асимметрия — асимметрия зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Сенсорная система — нервный аппарат восприятия, анализа и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестетическую и др. сенсорные системы.
Сигнальная система первая — система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды.
Сигнальная система вторая — система способов регуляции психической активности, связанная с речью.
Симпатическая нервная система — часть вегетативной нервной системы, включающая нервные клетки грудного и верхнепоясничного отделов спинного мозга; участвует в регуляции ряда функций организма: по ее волокнам проводятся импульсы, вызывающие повышение обмена веществ, учащение сердцебиений, сужение сосудов, расширение зрачков и др.
Симптом — внешний признак какого-либо явления.
Симультантные функции — одновременные функции.
Синапс (от греч. synopsis — соединение) — область контакта нейронов друг с другом и с клетками исполнительных органов. Между клетками имеется так называемая синаптическая щель, через которую возбуждение передается посредством медиаторов (химический синапс), ионов (электрический синапс) или тем и др. способом (смешанный синапс). Крупные нейроны головного мозга имеют по 4—20 тыс. синапсов, некоторые нейроны — только по одному.
Синдром — определенное сочетание признаков (симптомов), объединенных единым механизмом возникновения.
Синектика — процесс, в котором метафоры используются для того, чтобы сделать неизвестное хорошо знакомым, а общеизвестное — незнакомым.
Синкинезии — дополнительные движения, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).
Сукцессивные функции — последовательные функции.
Тонкая моторика — способность выполнять точные движения малой амплитуды.
Филогенез — эволюционное развитие человека.
Флюктуация внимания — неустойчивость концентрации внимания.
Фонемы — смыслоразличимые звуки речи.
Функциогенез — созревание психических функций.
Функциональная асимметрия полушарий — неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию.
Функциональная система - объединение различных анализаторных систем для обеспечения какой-либо функции. Это морфофизиологическая основа ВПФ, совокупность различных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов, которая обеспечивает их осуществление. А.Р.Лурия, характеризуя ВПФ как функциональные системы, отмечал, что особенностью таких функциональных систем является их сложный состав, они многокомпонентны, т.е. включают целый набор афферентных и эфферентных звеньев. Различные по содержанию ВПФ (гностические, мнестические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно разными функциональными системами.
Холистическое обучение — целостный системный подход в обучении, отвергающий отвлеченное начало.
Экспрессивная речь — внешняя устная и письменная речь.
Экстраверсия (экстравертированность) — характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориентированного на внешний мир, коллектив.
Элиминация — исчезновение.
Эмбриогенез — внутриутробное развитие плода.
Эмоциональная лабильность — импульсивное изменение тактики эмоционального реагирования.
Эфферентация — поток нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы к исполнительным органам (движение и речь).
Эфферентный (от лат. efferens — выносящий) — выносящий, выводящий, передающий импульсы от нервных центров к рабочим органам: например, эфферентные, или центробежные, нервные волокна.
Эхолалия — повторение услышанных звуков.
Эхопраксии — подражательные движения.
Приложение 1
Международный университет в Москве