Психологическая диагностика младшего школьного возраста

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия проявляются прежде всего в том, что дети различаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психологические ситуации. Некоторым детям вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим – менее развитым – только методики, рассчитанные на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребёнком окружающей среды.

Поэтому прежде, чем применять ту или другую психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребёнком.

Многие дети, по своему физическому уровню готовые к обучению в школе, по уровню психологического развития находятся на более низкой ступени. Если такому ребёнку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьёзный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то возможно, что ребёнок не справиться с заданием. И это может произойти не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно – психологического развития. Но если эти тесты предложить ребёнку в игровой, привлекательной для него форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.

Это обстоятельство необходимо учитывать в практической психодиагностике детей, поступающих в школу, особенно первоклассников и второклассников.

Для психодиагностики детей третьего и четвёртого классов вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны.

Имеются определённые ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Эти ограничения относятся к тем тестам, которые применяются для изучения мышления, личности и межличностных отношений. Необходима серьёзная адаптация интеллектуальных тестов для взрослых применительно к детям, их упрощение и структурно – содержательное изменение.

Ограничения в применении личностных тестов для взрослых в психодиагностической практике, касающейся детей, имеют ещё более серьёзный характер. Те качества личности, которые оценивает тест для взрослых, могут отсутствовать у ребёнка. И, наоборот, у детей могут быть такие личностные особенности, которых давно уже нет у взрослых людей. Поэтому может оказаться так, что созданный по образцу теста для взрослых структурно идентичный тест для детей может быть недостаточно валидным, т. е., с одной стороны, оценивать то, что ещё отсутствует у детей, а с другой стороны – не оценивать того, что у них имеется.

Выходом из этой ситуации является то, что конструируя и используя в практике личностные тесты для взрослых людей, опираться на знания возрастной психологии и на психологическую теорию возрастного личностного развития человека, которые могут дать исходную полезную информацию для правильного конструирования тестов и обеспечения их изначальной валидности.

В современной психодиагностике имеется достаточное количество адекватных младшему школьному возрасту методик и тестов. Среди них такие методики как: методика изучения словесно – логического мышления Э.Ф. Замбицявичене, разработанная на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций; мотивационная анкета Н.Г. Лускановой, позволяющая определить уровень школьной мотивации учащихся; методика Бурдона – исследование особенностей внимания, и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: