Ломка общекультурной парадигмы и «критический поворот» в историографии на рубеже 1980 и 1990-х гг. Что скрывается за понятиями «лингвистический поворот» и «постмодернистский» или «семиотический» вызов»? «Эпистемологическая революция» и переопределение предмета исторического знания. Роль нарратива. Проблема опосредований: язык и текст. Переосмысление природы исторического источника и исторического факта. Пересмотр базовых концептов социальной истории и «исчезновение» исторической реальности: акцент на дискурсивный аспект социального опыта. От «воссоздания» прошлого к его «конструированию». Методология и практика исторического постмодернизма. Переосмысление опыта европейской историографии. Конец идеологии прогресса. Отказ от синтетических построений. «История в осколках»: фрагментарное видение прошлого. Теоретико-методологические дискуссии середины 1990-х гг. «Средняя», или «третья» платформа и концепция опыта, несводимого к дискурсу: понятие «социальной логики текста» (Г.Спигел). «Новая культурно-интеллектуальная история» и ее ведущие представители. Работы Р.Шартье. Дискуссии о соотношении микро– и макроанализа в зарубежной и российской историографии. Всплеск интереса к микроистории в 1980-е гг. – реакция на истощение эвристического потенциала макроисторической версии социальной истории. Итальянская микроистория и немецкая история повседневности. Казуальный подход. Нормы и исключения. "Разрывы" и неполная интегрированность социальных систем. Анализ форм индивидуального поведения и проблема выбора. Сетевой анализ межличностных взаимодействий. Познавательные преимущества микроанализа. Несовместимость аналитического инструментария макро– и микроанализа и коллизия микро– и макроистории. Поиски «другой социальной истории».
|
|
Новые перспективы историософии
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочые средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Таблица 5
№ | Тема | Вид оценки |
Модуль 1 | ||
Б.1 | Введение | Выполнение контрольных заданий |
Б.2 | Протоистория | Выполнение контрольных заданий |
Б.3 | Греческая историософия классической эпохи | Выполнение контрольных заданий |
Б.4 | Эллинистическая историософия | Выполнение контрольных заданий |
Модуль 2 | Выполнение контрольных заданий | |
Б.1 | Римская истриософия | Выполнение контрольных заданий |
Б.2 | Становление средневекового историовидения | Выполнение контрольных заданий |
Б.3 | Характерные черты и типы средневековой истриософии | Выполнение контрольных заданий |
Б.4 | Региональные модели средневекового историописания | Выполнение контрольных заданий |
Модуль 3 | Выполнение контрольных заданий | |
Б.1 | Исторические концепции эпохи Просвещения | Выполнение контрольных заданий |
Б.2 | Западноевропейская историософия первой половины XIX в. | Выполнение контрольных заданий |
Б.3 | Российская историософия первой половины XIX в. | Выполнение контрольных заданий |
Б.4 | Историософия второй половины XIX в.: утверждение истории как науки | Выполнение контрольных заданий |
Модуль 4 | ||
Б.1 | Исторические концепции эпохи Просвещения | Выполнение контрольных заданий |
Б.2 | Западноевропейская историософия первой половины XIX в. | Выполнение контрольных заданий |
Б.3 | Российская историософия первой половины XIX в. | Выполнение контрольных заданий |
Б.4 | Историософия второй половины XIX в.: утверждение истории как науки | Выполнение контрольных заданий |
Модуль 5 | ||
Б.1 | Российская историческая наука второй половины XIX в. | Выполнение контрольных заданий |
Б.2 | История как академическая наука на рубеже веков | Выполнение контрольных заданий |
Б.3 | Теория и практика мировой исторической науки первой половины ХХ в. | Выполнение контрольных заданий |
Б.4 | Феномен советской исторической науки | Выполнение контрольных заданий |
Модуль 6 | ||
Б.1 | Мировая историческая наука второй половины ХХ в. | Выполнение контрольных заданий |
Б.2 | Российская историческая наука второй половины ХХ в. | Выполнение контрольных заданий |
Б.3 | Историософия рубежа веков | Выполнение контрольных заданий |
Б.4 | Новые перспективы историософии | Выполнение контрольных заданий |
|
|