Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является период времени, который имеет продавец, чтобы отреагировать на происходящее изменение цены товара. Чем продолжительнее время, которым располагает продавец, тем больше у него возможностей приспособиться к изменению цены.
При анализе эластичности предложения различают три временных рыночных периода:
q Мгновенный рыночный период - период времени, в течении которого все факторы производства (труд, земля, капитал) постоянны; т.е. их количество не может быть изменено.
Мгновенный период настолько мал, что производители не имеют возможности нанять дополнительное количество рабочих, закупить больше сырья или оборудования. Поэтому, в случае, если произойдет увеличение спроса на выпускаемый ими товар, продавцы не смогут увеличить предложение своей продукции, а отреагируют только повышением цен. Предложение совершенно неэластично (кривая S1).
q Краткосрочный рыночный период - это период времени, в течении которого одни факторы производства - постоянные, а другие - переменные (то есть, можно изменить их количество).
|
|
В пределах краткосрочного периода производственные мощности производителя и отрасли остаются неизменными. Но фирмы имеют время, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно (увеличение интенсивности труда, задействовать все производственные мощности и т.д.). Результатом будет рост производства как реакция на предполагаемое увеличение спроса (кривая S2 до точки А), но после полной загрузки производственных мощностей реакция производителя будет менее эластичной.
q В долгосрочном рыночном периоде у производителей достаточно времени, чтобы закупить больше оборудования, подготовить высококвалифицированных специалистов, использовать новые достижения научно-технологических разработок. Предложение будет эластичным (S3).
Графическая интерпретация предложения в различных периодах представлена на графике (рис. 4).
Рыночные периоды неодинаковы для разных отраслей производства.
Таким образом, предложение будет тем эластичнее, чем продолжительнее временной период.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что понимается под эластичностью предложения?
2. Каковы факторы эластичности предложения по цене?
3. Почему в мгновенном периоде предложение совершенно неэластично, в долгосрочном периоде - эластично?
4. Почему кривая предложения в краткосрочном периоде представлена эластичным и неэластичным отрезком кривой?
5. Практическое применение теории ценовой эластичности
Теория эластичности (как составная часть теории спроса и предложения) играет важную роль как в микроанализе, так и в макроанализе.
|
|
1. Теория эластичности спроса широко используется фирмами при формировании стратегии поведения на рынке.
При осуществлении ценовой политики фирмы необходимо учитывать:
§ зависимость общего дохода от эластичности спроса: при эластичном спросе цены должны снижаться, при неэластичном спросе – повышаться;
§ анализ реакции потребителя на изменение цен- чем ниже уровень цен, тем больше величина спроса (широкое использование сезонных скидок, скидок в зависимости от объема покупок, скидок за покупку взаимозаменяемых товаров, ценообразование с учетом зачетов и т.д.);
Реализация товарной политики должна учитывать особенности поведения групп покупателей с разными доходами (высокими, средними, низкими), наличие на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и т. д. При этом реклама товара должна подчеркивать его уникальность, т. е. формировать несовершенный спрос.
2. Теория спроса и предложения является теоретической основой для осуществления политики государственного регулирования цен.
В предыдущей теме мы показали несовершенства рынка (нестабильность, возможность неосуществления равновесия и т. д.), поэтому возникает необходимость государственного регулирования.
Политика государственного регулирования цен – методы, инструменты и мероприятия, с помощью которых правительство воздействует на рыночные цены.
Формы государственного регулирования: