Цель дисциплины – обеспечить студентов информацией для приобретения гигиенических знаний и умений по оценке влияния факторов среды обитания на здоровье человека и населения.
Задачи дисциплины:
1. Дать знания и умения гигиенической диагностики состояния здоровья населения в конкретных условиях среды обитания для изучения дисциплин специальности на VII-ХII семестрах обучения.
2. Подготовить студентов к исполнению функциональных обязанностей по предназначению в подразделениях Министерства обороны в военное время и в учреждениях МЧС России в чрезвычайных ситуациях мирного времени.
Студент должен знать:
1. Основы взаимодействия организма человека и окружающей среды, роль гигиены в научной разработке проблемы укрепления здоровья, повышения работоспособности, продления активной жизни человека, сущность первичной и вторичной профилактики.
2. Гигиеническую терминологию, основные понятия и определения, используемые в профилактической медицине.
3. Гигиеническую характеристику различных факторов среды обитания, механизмы их воздействия на организм и формы проявления этих воздействий на донозологическом уровне.
|
|
4. Принципы гигиенического нормирования факторов среды обитания.
5. Методы гигиенических исследований объектов окружающей среды.
6. Основные принципы построения здорового образа жизни.
7. Основные гигиенические нормативы и руководящие документы МО РФ об организации санитарно-эпидемиологического надзора в ВС РФ, определяющие организацию, содержание и порядок проведения санитарно-гигиенических мероприятий в чрезвычайных ситуациях и в военное время
Студент должен уметь:
1. Применять методы: санитарного описания при обследовании источников водоснабжения, жилых и общественных помещений; органолептического исследования воды, пищевых продуктов, полимерных материалов; экспресс и расчетных методов при исследовании токсичности химических веществ; оценки реакции организма на воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды.
2. Проводить санитарно-гигиенические исследования физических свойств факторов окружающей среды: температуры, влажности, подвижности воздуха, атмосферного давления.
3. Оценивать качество воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, полимерных синтетических материалов по данным результатов санитарно-химических и санитарно-физических исследований.
4. Оценивать бактериологический состав воды, воздуха, почвы, пищевых продуктов, смывов с поверхностей объектов по данным бактериологических анализов.
5. Обосновывать питьевой режим, организацию водоснабжения и качество водоподготовки в полевых условиях.
|
|
6. Оценивать пищевой статус военнослужащих.
7. Давать оценку санитарного состояния объектов санитарно-
эпидемиологического надзора в подразделениях вооруженных сил РФ.
8. Оценивать воздействие на военнослужащих условий труда, быта
и факторов среды обитания.
9. Проводить гигиеническое воспитание и обучение населения по вопросам здорового образа жизни и личной гигиены, использования в оздоровительных целях благоприятных природно-климатических факторов и адаптации к неблагоприятным климатогеографическим условиям во время путешествий, отдыха, смены места жительства.
10. Самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, вести поиск, превращать полученную информацию в средство для решения профессиональных задач.
Студент должен иметь представление:
- об основах доказательной медицины в установлении причинно-след-ственных связей изменений состояния здоровья и действием факторов среды обитания;
- о системе социально-гигиенического мониторинга;
- о государственной структуре службы гигиены окружающей среды и распределении полномочий между министерствами и ведомствами;
- о межсекторальном сотрудничестве в профилактической медицине при реализации программ укрепления здоровья и профилактике заболеваний инфекционной и неинфекционной природы;
- о структуре и содержательной части работы Федеральной службы Роспотребнадзора;
- об основных положениях законодательства РФ по вопросам здравоохранения и рационального природопользования;
- о стратегии обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях социально-экономического развития России и Национальном плане действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации;
- о деятельности международных организаций по охране окружающей среды и здоровья населения (ВОЗ, ФАО/ВОЗ, ЮНЕП, МОТ, ВТО и др.).
Основные знания, необходимые для изучения гигиены:
- биология с экологией, генетика и паразитология;
- физика, медицинская аппаратура, высшая математика, информатика;
- общая химия;
- биологическая химия;
- анатомия человека;
- нормальная физиология;
- микробиология с вирусологией и иммунологией;
- фармакология;
- патологическая анатомия;
- патологическая физиология.
Настоящее пособие состоит из двух частей: основная часть включает задания на дом и на занятие, дополнительная – справочный материал к курсу в виде приложений. Авторы предполагают необходимость развития навыков самостоятельной работы у студентов, поэтому при подготовке к каждому занятию предлагается задание для обязательного письменного выполнения.
При подготовке к занятиям студенту необходимо выбрать нужную тему, самостоятельно освоить контрольные вопросы и выполнить задание в рабочей тетради, используя справочный материал приложений.
В пособии применяются следующие символы:
?? – контрольные вопросы по теме;
" – обязательное задание для письменного выполнения в рабочих тетрадях;
& – перечень приложений для подготовки и работы на занятии.