Основные типы реализма

Полное преодоление этого противоречия стало воз­можным благодаря овладению писателями научным, конкретно-историческим пониманием жизни. Исходя из него писатели смогли в своих произве­дениях соединить глубокое и верное непосредственное осознание жизненных процессов с глубоким и верным пониманием их причин, результатов и перспектив. Так возникла качественно новая особенность реализма, его бо­лее высокая ступень, получившая название социалисти­ческого реализма. В чем его отличие от реализма крити­ческого?

В произведениях критического реализма всегда ут­верждались положительные, часто очень высокие, идеалы писателей. Но в период, когда еще не возникло подлинно научное представление об исторических процессах, даже у самих передовых писателей эти идеалы были исторически отвлеченными.

Такие идеалы создавались субъективными обществен­ными (классовыми) стремлениями писателей, не вытекаю­щими из реального соотношения социальных сил той или иной страны и эпохи, из возникающих отсюда перспек-


тив национального развития. Это были идеалы, в которых желаемое осознавалось как действительное. Таковы были, например, идеалы писателей русской революционной де­мократии с их утопическим социализмом. Они с глубо­ким реализмом, с правдивым сатирическим пафосом рас­крывали антинародную паразитическую сущность жизни дворянства и чиновничества, но их надежда на рево­люционную победу крестьянства с его патриархально-общественным укладом жизни была исторической иллю­зией. Поэтому реализм в ту эпоху возникал лишь в крити­ческом изображении действительности.

Социалистический реализм начал складываться — прежде всего в русской литературе — в начале XX в. Происходило это потому, что в художественном твор­честве стали принимать участие такие писатели, которые активно овладевали мировоззрением, основанным на науч­ном понимании конкретно-исторических закономерностей общественного развития. Это было мировоззрение револю­ционной социалистической демократии, которая к 1905 г. стала в России наиболее передовым общественным движе­нием, постепенно приобретавшим руководящее идейно-политическое значение в общенациональной борьбе за уничтожение реакционного буржуазно-помещичьего строя.

Писатели, идейно примыкавшие к этому движению, постепенно изживали историческую отвлеченность своих общественных взглядов. Их идеалы становились кон­кретно-историческими. Это приводило их к тому, что они оказывались реалистами не только в критической направленности идейного содержания своих произведений, но и в направленности утверждающей — в изображе­нии положительных социальных характеров, показанных в верно понятой перспективе их соотношения и развития. Идеалы художников, ставшие конкретно-историческими, наконец-то получили возможность не «нормативного», а истинно реалистического претворения, отвечающего за­кономерностям развития воплощающих их характеров. Пафос утверждения и художественные характеры, в кото­рых он воплощался, создали тем самым новый принцип реалистического отражения жизни. Однако во многих произведениях социалистического реализма очень сильно и критическое изображение определенных сторон жизни, подчиняющееся пафосу утверждения. Социалистический реализм не «отменил» основных особенностей критиче­ского реализма, он сохранил и даже развил их. Художе­ственные характеры в произведениях социалистического


реализма, как и в «старом реализме», выступают всегда в их обусловленности социальными обстоятельствами.

Так, первые произведения социалистического реализ­ма — роман «Мать» и пьеса «Враги» Горького — потому и считаются классическими, что в них со всей отчетли­востью проявилась указанная закономерность. В характе­рах пролетарских революционеров, изображенных Горьким, нельзя заметить внутренней непоследовательности, а в сюжетах, раскрывающих эти характеры, художественно целесообразны каждый эпизод, каждая подробность дей­ствия. Воплощая в драме «Враги» идею исторического торжества рабочего класса, Горький верно воспроизвел социальные отношения между антагонистическими класса­ми, показал нравственную деградацию буржуазии в союзе с реакционными монархическими силами и нравственную сплоченность и силу пролетариата. Моральная несостоя­тельность Скроботовых и Бардиных вытекает, как это и следует по исторической (а в драме соответственно по художественной) логике, из реакционности и сложности их политических и идейных принципов. Нравственное же превосходство положительных персонажей — Синцова, Грекова, Левшина — создается их идейной сознатель­ностью, верным пониманием неизбежности торжества того дела, которому они отдают свою жизнь. Отрицание старых сил и утверждение новых осуществлено худож­ником в полном соответствии с типическими обстоятель­ствами русской общественной жизни. Идейная направлен­ность драмы возникла не вследствие отвлеченной тенден­ции теоретической мысли писателя, а в результате верного, исторически конкретного понимания и непосредственного осознания им политических и идеологических процессов, происходящих в России в начале XX в. Писатель верно передал социальную психологию рабочих — герои его драмы сами осознают и чувствуют историческую перспек­тивность и целесообразность своей борьбы со Скроботовы-ми и Бардиными.

Впоследствии такая глубоко осознанная концепция объективного развития истории и личности была положена в основу произведений других писателей. Так, Фадеев в романе «Разгром», опираясь на традиции Л. Толстого в изображении многосторонности и психологической сложности человека, стремился — прежде всего в образе Левинсона — воплотить ту особенность духовной жизни, которая была продиктована социалистической идеологией. Она получила, в частности, свое выражение в таких про-


граммных словах писателя: «Видеть все так, как оно есть, для того, чтобы изменить то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть, — вот к какой — самой простой и самой нелегкой — мудрости пришел Левин-сон» (95, 105).

Фадеев в полной мере осуществил свое стремление. Левинсон стал образцом художественного типа в литера­туре социалистического реализма именно вследствие глубо­кой внутренней связи между поступками этого зрелого революционера, его отношением к людям и трезвым, бес­пощадным осознанием объективных требований к жизни, которые должны определять такое отношение. Все револю­ционное движение также нуждалось в верном и трезвом понимании жизни, без которого невозможны были столь необходимые всему революционному народу борьба со ста­рым и создание нового, социалистического строя жизни. Единство диалектики истории и диалектики мышления писателя, а также его героев, воплощающих положитель­ные, утверждающие идеалы, и есть основной закон литера­туры социалистического реализма, следование которому и развитие которого приводило и будет приводить к зна­чительным художественным достижениям и открытиям. Это достоинство нового реализма кажется особенно значительным в произведениях, очень больших по эпиче­скому размаху, насыщенных сложными психологическими характеристиками самых разнообразных по социально-нравственному содержанию действующих лиц. Наиболее яркий пример — «Тихий Дон» Шолохова.

Замечательная особенность социалистического реализ­ма в том, что он отвечает познавательным и идейным потребностям нового, самого сильного и революционного в истории общественного движения. Поэтому в Уставе Союза советских писателей сказано: «Социалистический реализм... требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее револю­ционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действитель­ности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма».

Рассмотренные черты не исчерпывают, конечно, всех особенностей литературы социалистического реализма — они многочисленны и разнообразны, — но определяют то, что является главным в ней как литературе, в основе которой лежит новый творческий метод.

 

Итак, содержание литературно-художественных произ­ведений — это воспроизведенные в них социальные ха­рактеры (тематика произведений) в их идейном ос­мыслении и эмоциональной оценке (проблематика и пафос произведений). Последние две стороны содер­жания — это идейная направленность (тен­денция) произведений в ее исторически объективной прав­дивости или ложности. В идейной направленности произ­ведения проявляется общественная позиция (партий­ность) писателя в ее социальной обусловленности (классовости). В соотношении изображенных харак­теров, которые в жизни всегда исторически кон­кретны, их осмыслении и оценке писателем, которые бывают исторически отвлеченными, заключа­ется принцип художественного отражения жизни — реалистический или нереалистический.

Литературные произведения всегда создаются для вы­ражения их содержания и без него не могут возникать и существовать. Только изучая содержание произведений, литературоведы могут понять их идеологическую сущ­ность, художественную специфику, историческую обуслов­ленность, их место в национально-литературном разви­тии и прийти к установлению закономерностей этого паз-вития.

Но содержание произведений всегда выражается в их ф о р м е — в тех средствах, на которых и с помощью которых строятся художественные образы в их типизиру-юще-гиперболической заостренности и экспрессивности. Содержание произведений нельзя изучать помимо их выражения в художественной форме.

Глава VIII


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: