Психологизм — изображение внутреннего мира человека художественными средствами, глубина и острота проникновения писателя в душевный мир героя. Психологизм характеризуется стилевым единством, направленным на глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев. Психологизм может служит для раскрытия характера и для конфликта.
Первоэлемент художественной образности слово, а значительная часть душевных процессов протекают в вербальной форме. Т.к. внутренний мир человека — процесс, движение, тог временной принцип литературы позволяет осуществлять изображение в адекватной форме.
Лирика — экспрессивный психологизм, субъективность. Невозможен взгляд со стороны. Лирический субъект либо непосредственно выражает свои чувства и эмоции, либо занимается самоанализом, рефлексией, либо предаётся размышлениям, медитации.
Драма — главный способ — монологи; + жестово-мимическое поведение, интонации, декорации и т.д. Ограничен специфической условностью.
Эпос — наибольшие возможности для изображения, т.к. возможен и внутренний взгляд, и внешний.
Формы психологического изображения: прямое (изнутри), косвенное (извне), суммарно-обозначающее (называние, краткое обозначение тех процессов, которые протекают во внутреннем мире). Психологический анализ — сложныедушевные состояния раскладываются на элементы. Повествование о внутренней жизни человека может вестись как от первого, так и от третьего лица. От первого— больше правдоподобия. От третьего лица — всеведение, можно рассказать о тех процессах, о которых герой не подозревает. + можно детально изобразить не одного героя, а нескольких.
Несобственно-прямая внутренняя речь — формально принадлежит автору, но несёт на себе отпечаток стилистических и психологических особенностей речи героя.
Внутренний монолог — непосредственная фиксация и воспроизведение мыслей героя. Воспроизводит речевую манеру, манеру мышления. Внутренний монолог, доведённый до логического предела, — поток сознания. Поток сознания — имитация рождения мысли. Разрушение логических связей, выдвижение на первый план ассоциативных связей.
Диалектика души — развитие одних чувств мыслей из других, брожение их и трансформация.
Один из приёмов — художественная деталь, пейзаж, приём умолчания (писатель ничего не говорит, заставляя читателя самого производить психологический анализ).