Сравнение – вид художественной образности, когда есть то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.
3 типа сравнений.
- А как Б (словно, точно и т.д.)
- А не Б
- А + Б в Т.п. (более архаичен)
Сравнение идет не на основе прямых уподоблений.
Пр. Пушкин «Бахчисарайский фонтан», образ войны. «Цыгане», брошенный Алеко, сравнение с подстреленной птицей. Развернутые сравнения.
«Герой нашего времени», Грушницкий. Его эполеты сравниваются с крылышками амура.
Иногда сравнение становится композиционным принципом произведения (чаще стихотворного). Заболоцкий «О красоте человеческих лиц». Лица – подобие хижина, песни, портала.
Эпитет
Художественные определения. Определения выделяют предмет из ряда подобных, а эпитеты подчеркивают то, что в предмете было первоначально. Постоянные эпитеты (море синее, степь широкая, добрый молодец и красна девица – проявление народной ментальности).
В эпоху нового времени в литературе эпитет начинает индивидуализироваться.
Гомеровские эпитеты, все важное в герое вмещается в одно слово (хитроумный Одиссей, розовоперстая Эос).
|
|
Лирика Тютчева – сложные эпитеты, акцентные слова.
В эпоху сентиментализма эпитет психологизируется, отражает психологическое состояние; метафоричность.
В.А.Жуковский. «Душа полна прохладной тишины». Качественное и относительное прилагательное. «Прохладно-голубой свод неба».
Пушкин возвращает эпитету точность: «опальный домик», «равнодушная природа».
Метафорический эпитет – возможно множество смыслов. «Как бы хрустальный день» - цепочка ассоциаций.
Метафора
слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
А Б – посредника между ними нет. АБ – метафора, 2 явления не существуют автономно.
При олицетворении – антропоморфная метафора.
Понятие абстрактное заменяется вещественным. Брюсов «Фонарики».