В основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и представляемых в пользование библиотеки.
Государство поддерживает развитие библиотечного дела путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной, ценовой политики, разрабатывает федеральные программы развития библиотечного дела, координирует межрегиональные связи по библиотечному обслуживанию в целях информации общества. Государство не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области библиотечного дела и контроль за хранением и использованием отнесенных к культурному наследию народов РФ библиотечных фондов, является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Организация кооперированных библиотечных систем и информационно-библиотечных сетей, сводного каталога библиотек РФ, современных систем безопасности государственных музеев и библиотек возложена на Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
|
|
Субъектами отношений в сфере библиотечного дела являются:
- библиотека;
- автор произведений;
- пользователь.
Особенностями библиотечного дела являются:
- публичный характер;
- массовое обслуживание пользователей.
Стремительное развитие электронной издательской деятельности и рост количества электронных публикаций приводит к весьма серьезным проблемам. Перечислим наиболее важные.
1. При подготовке электронной информации, прежде всего полнотекстовой, очень часто игнорируются или учитываются не в полной мере опыт, правила и нормы, существующие в сфере производства и распространения печатной информации, что приводит не только к нарушению сложившихся традиций, но и усложняет коммуникативные процессы, в которых участвует и будет участвовать как электронная, так и печатная информация. Это относится к шрифтовому оформлению, к организации и структурированию информации, к атрибутированию произведений и т.п.
2. Современные информационные технологии предоставляют эффективные средства надежного сохранения электронной информации. Однако на практике процесс накопления и сохранения электронной информации носит случайный характер. Например, создаваемые в рамках традиционной издательской деятельности электронные оригинал-макеты часто просто уничтожаются. Известны случаи, когда выполнялись дорогостоящие операции преобразования в электронную форму книг, электронные оригинал-макеты которых были уничтожены. Другой пример дают некоторые телеконференции: их материалы выставляются для доступа в Интернет, а по истечении некоторого времени уничтожаются. Число таких примеров можно значительно увеличить. Решение проблемы сохранения электронной информации нуждается в организационных, методических и технологических проработках.
|
|
3. Особую проблему представляет инвентаризация электронной информации, включающая в себя определение самостоятельных единиц электронной информации, их адекватное и унифицированное описание. Сюда же входят вопросы учета и каталогизации.
4. Сохраняемая электронная информация должна эффективно использоваться. Здесь сразу же встают вопросы совместимости программного обеспечения и форматов, вопросы реализации разнообразных функциональных возможностей, предусматриваемых создателями электронных документов. На решение указанных и ряда других проблем направлена деятельность по созданию электронных библиотек. Область деятельности, связанная с электронными библиотеками, является достаточно новой и поэтому еще не имеет устойчивой терминологии. Безусловно, не следует отождествлять эту область деятельности с автоматизацией традиционных библиотечных процессов, хотя провести между ними точную границу вряд ли возможно.
В рамках установленных действующим законодательством норм и правил для библиотек и информационных органов России центральными являются проблемы, связанные с "ножницами" между правами пользователей на свободный и широкий доступ к информации и правами собственников информационных продуктов, включая и авторское право. В процессе выполнения массовых и требующих оперативного удовлетворения запросов пользователей, связанных с необходимостью снятия копий с запрашиваемых документов, библиотечные и информационные работники постоянно попадают в положение, которое вынуждает их либо нарушать имущественные права собственников интеллектуальной продукции, либо право граждан и организаций на получение требуемой информации.