Показатели физического развития | Школьник 10 лет | Стандарт | Разница (Δ) | Сигмальне отклонение (Δ/s) | Оценка | |
М | s | |||||
Рост, см | 134,7 | 4,5 | — 5,7 | — 1,26 | Ниже среднего | |
Масса тела, кг | 29,5 | 3,8 | — 5,5 | — 1,4 | Ниже среднего | |
Окружность грудной клетки, см | 65,9 | 3,4 | — 4,9 | — 1,44 | Ниже среднего |
После этого, используя данные таблицы 3 “Показатели физического развития школьников Винницкой области”, находят пол и возраст обследуемого, потом соответствующий показатель (рост, массу тела, окружность грудной клетки). Для каждой характеристики физического развития определяют величину (середнеарифметическую – М и среднеквадратическое отклонение – s) и заносят в таблицу (графа “Стандарт”).
Таблица 3
Показатели физического развития школьников Винницкой области
Возраст | Рост, см | Масса тела, кг | Окружность грудной клетки, см | |||
М | s | М | s | М | s | |
Мальчики | ||||||
121,0 | 4,9 | 23,2 | 3,2 | 60,3 | 3,6 | |
125,0 | 4,6 | 24,6 | 3,2 | 62,0 | 3,0 | |
129,7 | 6,1 | 27,2 | 3,4 | 63,6 | 3,2 | |
134,7 | 4,5 | 29,5 | 3,8 | 65,9 | 3,4 | |
139,0 | 4,7 | 32,6 | 4,0 | 68,2 | 3,6 | |
143,2 | 6,4 | 35,0 | 5,5 | 70,5 | 3,9 | |
149,0 | 6,3 | 39,1 | 5,0 | 72,2 | 4,2 | |
154,0 | 8,0 | 43,3 | 6,7 | 75,6 | 5,0 | |
159,5 | 7,0 | 48,0 | 6,5 | 80,0 | 5,3 | |
165,7 | 7,2 | 56,4 | 7,6 | 83,0 | 5,7 | |
168,4 | 6,6 | 59,6 | 6,8 | 86,0 | 4,0 | |
девочки | ||||||
120,3 | 4,7 | 22,5 | 4,0 | 59,0 | 2,4 | |
123,7 | 5,6 | 23,5 | 3,6 | 59,0 | 3,2 | |
12,91 | 5,6 | 26,4 | 3,2 | 61,9 | 2,7 | |
13,44 | 6,2 | 29,6 | 4,6 | 6,34 | 2,4 | |
13,92 | 5,6 | 32,5 | 4,5 | 6,68 | 4,0 | |
14,44 | 6,5 | 37,1 | 4,9 | 7,04 | 4,8 | |
14,95 | 6,3 | 42,1 | 5,0 | 7,32 | 5,6 | |
15,56 | 5,7 | 48,2 | 7,0 | 7,94 | 5,1 | |
15,75 | 5,5 | 53,2 | 6,6 | 8,21 | 5,1 | |
15,80 | 5,2 | 54,6 | 6,6 | 83,4 | 4,5 | |
159,5 | 4,9 | 55,9 | 7,0 | 83,8 | 4,2 |
Потом для каждого показателя определяют разницу между фактической и стандартной величиной. Так, например, если рост 10-летнего мальчика составляет 129 см, а стандарт (М) – 134,7 см разница составляет 129-134,7= -5,7 см. Полученную разницу делят на s (в нашем случае она равняется 4,5 см) и получают величину сигмального отклонения: –5,7:4,5 = -1,26, и в конечном итоге, по данным величины и знака сигмального отклонения обосновывают оценку физического развития отдельного показателя.
В нашем случае физическое развитие мальчика по росту – ниже среднего, потому что сигмальное отклонение составляет – 1,26.
Согласно приведенной схеме анализируют данные физического развития и по другим показателям.
Следовательно, с помощью метода сигмальных отклонений можно дать ответ на два вопроса:
1) Об уровне физического развития (средний, выше среднего, ниже среднего, высокий, низкий);
2) О пропорциональности физического развития (пропорциональный, непропорциональный).
Недостатком этого метода оценки физического развития является то, что величина показателей оценивается отдельно без учета степени их взаимосвязи. Вместе с тем, каждому росту человека должна отвечать определенная величина массы тела и окружности грудной клетки, то есть физическое развитие должно быть гармоничным. Этот недостаток устраняется при использовании оценки физического развития по шкале регрессии и комплексного метода.