Детские и подростковые образовательные учреждения призваны осуществлять физическое и умственное развитие детей, а режим обучения должен способствовать сохранению и укреплению их здоровья, повышению функциональных возможностей организма.
5.1. Гигиенические принципы организации обучения детей и подростков базируются на том, что образовательная деятельность должна быть в первую очередь посильной, не превышать пределов работоспособности коры головного мозга ребенка, а отдых должен обеспечивать полное ее функциональное восстановление.
Занятия – это основная форма воспитательной и образовательной работы. Занятия составляются с учетом возрастных особенностей детей при постепенном и последовательном усложнении содержания. На занятиях необходимо широко использовать наглядные пособия, что вызывает интерес, активность, побуждает к творчеству, снижает монотонность уроков и способствует профилактике утомления.
Программы воспитания и обучения, реализуемые в детских и подростковых организациях, обеспечивают подготовку детей сначала к обучению в школе, затем, в среднем специальном учебном заведении, затем, в ВУЗе, и оптимальную адаптацию к новым условиям обучения, в связи с чем, проходят предварительную санитарно-эпидемиологическую экспертизу.
|
|
Гигиенические требования к условиям и режимам обучения и воспитания детей и подростков в дошкольных, школьных организациях и профессиональных училищах изложены в соответствующем разделе дисциплины (Занятие № 13 «Гигиеническая оценка режима дня и организации учебного процесса»).
5.2. Использование в учебном процессе компьютеров.
Вредное влияние компьютера на здоровье заключается в следующем:
1. Вызывает напряжение зрения.
2. Вызывает напряжение опорно-двигательного аппарата.
3. Компьютер может генерировать шум.
4. Ухудшает микроклимат помещения (повышает температуру и снижает влажность воздуха).
5. Повышает запыленность воздуха.
6. Излучает электромагнитные неионизирующие излучения (ЭМИ) и ионизирующие излучения (мягкое рентгеновское излучение).
Использование компьютеров для детей 5-7 лет допускается 1 раз в день и не чаще 3-х раз в неделю. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут.
Влияние компьютера на детей в школьном возрасте может помочь в развитии навыков:
1) Развивает внимание, логическое и абстрактное мышление.
2) Помогает научиться принимать самостоятельные решения.
3) ВДТ хорошо влияет на творческие способности.
Условия работы детей и подростков с компьютерами нормируются СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
|
|
Перечень продукции и контролируемые гигиенические параметры
N п/п | Вид продукции | Контролируемые гигиенические параметры |
Машины вычислительные электронные цифровые ПЭВМ (включая портативные) | Уровни электромагнитных полей (ЭМП), Уровни шума, Концентрация вредных веществ в воздухе, Рентгеновское излучение. | |
Устройства периферийные: принтеры, сканеры, модемы, сетевые устройства, блоки бесперебойного питания | Уровни ЭМП, Уровни акустического шума, Концентрация вредных веществ в воздухе | |
Устройства отображения информации (ВДТ) | Уровни ЭМП, Концентрация вредных веществ в воздухе, Мягкое рентгеновское излучение | |
Автоматы игровые с использованием ПЭВМ | Уровни ЭМП, Уровни акустического шума, Концентрация вредных веществ в воздухе, Мягкое рентгеновское излучение |