Виды информационных технологий

1. Высокие интеллектуальные информационные технологии - генерация технических решений, реализующих ситуационное моделирование, позволяющих выявить связь элементов, их динамику и обозначить объективные закономерности среды.

2. Вспомогательные информационные технологии - ориентированы на обеспечение выполнения определенных функций (бухгалтерский учет и статистика, ведение системы кадров, документооборота, ведение финансовых операций, системы для стратегического управления и т.д.).

3. Коммуникационные информационные технологии - призваны обеспечивать развитие телекоммуникации и ее систем.

Порядок создания информационных технологий регламентируется главой 38 ГК "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ", в соответствии с которой выделяют два субъекта создания информационных технологий: исполнителя и заказчика. Их правовой статус включает в себя следующие обязанности.

Исполнитель обязан:

- выполнить работу;

- передать заказчику ее результаты;

- согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, а также должен незамедлительно информировать заказчика о невозможности получить ожидаемые результаты.

Обязанности заказчика:

- передать исполнителю необходимую для выполнения работы информацию;

- принять, оплатить работу.

Порядок создания информационных технологий частично регулируется Законом от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".

Обеспечение защиты интеллектуальной собственности в сфере использования информационных технологий осуществляется следующим образом.

В сфере государственного управления используются программно-технические средства, имеющие соответствующие лицензии. Ответственность за выполнение данного требования несут федеральные органы государственной власти в соответствии с законодательством РФ.

Обеспечение использования лицензионных программно-технических средств в деятельности федеральных органов государственной власти должно осуществляться на основе:

- ускоренной разработки отечественных программно-технических средств и их применения в государственных информационных системах и ресурсах;

- свободного распространения типовых решений, разработанных в рамках создания государственных информационных систем и ресурсов за счет средств федерального бюджета;

- обеспечения открытости и возможности анализа кода закупаемого готового программного обеспечения зарубежного производства;

- увеличения финансирования по статьям бюджета, обеспечивающим возможность лицензионного сопровождения программно-технических средств для нужд федеральных органов государственной власти;

- централизации проведения закупок в сфере лицензионного программного обеспечения в интересах федеральных органов государственной власти;

- инвентаризации используемого в федеральных органах государственной власти программного обеспечения, результатов НИОКР, разработанных за счет средств федерального бюджета в научно-исследовательских организациях;

- закупки лицензионных программно-технических средств, соответствующих открытым стандартам взаимодействия.

27. Основные направления внедрения информационных технологий.

Применение информационных технологий выражается во включении программного продукта в рынок информационных технологий и использовании информационных технологий.

Включение в рынок может осуществляться следующими способами.

1. Выпуск в свет - опубликование осуществляется, как правило, на бумажном носителе, число копий информационных технологий должно соответствовать числу потребителей.

2. Воспроизведение - один раз воспроизводится на электронном носителе и передается определенному потребителю.

3. Распространение - число копий информационных технологий неограниченно и передается неопределенному числу потребителей, например продажа, прокат, наем, заем и т.д.

28. Правовой режим информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

29. Правовое регулирование формирования и использования государственных информационных ресурсов.

30. Государственные услуги и функции, осуществляемые с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в том числе в электронном виде).

I. Государственные услуги и (или) функции по постановке на налоговый учет, взаимодействию с налогоплательщиками, а также по уплате налогов и сборов

II. Государственные услуги и (или) функции по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по получению выписок из реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей организаций

III. Государственные услуги по постановке на учет и снятию с учета автотранспортных средств

IV. Государственные услуги по выдаче документов, связанных с таможенным оформлением товаров

V. Государственные услуги в сфере занятости населения

VII. Государственные услуги по взаимодействию со страхователями-работодателями в сфере обязательного пенсионного и обязательного медицинского страхования

VIII. Государственные услуги по приему, регистрации и рассмотрению в органах внутренних дел

Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях

IX. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности

X. Государственные услуги по оформлению и выдаче документов, удостоверяющих личность,

а также по предоставлению адресно-справочной информации

XI. Государственные услуги по регистрации по месту жительства и месту пребывания

XII. Государственные услуги в сфере образования

XIII. Государственные услуги по предоставлению информации из государственных библиотечных фондов

XIV. Государственные услуги в сфере здравоохранения

XV. Государственные услуги по предоставлению государственной статистической информации

31. Государственные автоматизированные системы «Выборы» и «Правосудие».

Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" - автоматизированная информационная система, реализующая информационные процессы при подготовке и проведении выборов и референдума;

ГАС "Выборы" применяется для автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, а также для решения задач, не связанных с выборами и референдумом, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

ГАС «Выборы» — территориально-распределенная, телекоммуникационная, автоматизированная система общегосударственного уровня для реализации информационных процессов в ходе подготовки и проведения выборов и референдумов, а также для решения в установленном порядке задач, не связанных с проведением выборов и референдумов. Система позволяет комплексно решать задачи организации избирательного процесса на всех этапах: планирование подготовки проведения выборов, учет избирателей, ввод сведений о кандидатах в депутаты, проведение голосования, подведение итогов и последующую статистическую обработку результатов.

Кроме того, в систему заложены функции согласования работы избирательных комиссий разных уровней, что практически в режиме реального времени позволяет подводить итоги голосования и с помощью средств отображения и интернета доводить их до каждого гражданина России.

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС Правосудие) — территориально распределенная автоматизированнаяинформационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Она обеспечивает информационную и технологическую поддержку судопроизводства, обеспечивающая информационную интеграцию судебной деятельности в России и предоставляющая необходимую свободную информацию о судебном делопроизводстве гражданам и организациям.

· Цели создания Государственной автоматизированной системы «Правосудие»

· Поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества оформляемых судебных документов.

· Сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи.

· Повышение эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации.

· Повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний.

· Повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел.

· Обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного департамента.

· Обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике.

· Обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории.

· Повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

· Повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.

· Повышение оперативности реагирования на обращения судей, граждан и организаций в Судебный департамент.

· Повышение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее представления в аппарат Судебного департамента из судов и органов Судебного департамента.

· Создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

· Повышение уровня достоверности представления данных, обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности на всех этапах создания и использования ГАС «Правосудие».

· Повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России.

· Создание эффективной, экономически целесообразной системы управления, обеспечения, эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания имущественного комплекса ГАС «Правосудие».

· Обеспечение вхождения в информационное пространство органов государственного управления, правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями – Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями.

32. Доступ к информации как обеспечение мер борьбы с коррупцией.

33. Телекоммуникационное право как подотрасль информационного права

предмет телекоммуникационного права должен включать и отношения, возникающие в связи с деятельностью Интернета как сети электрической связи»

к предмету телекоммуникационного права следует отнести общественные отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и управлением всех телекоммуникационных сетей как технологических систем

к предмету телекоммуникационного права следует отнести общественные отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и управлением всех телекоммуникационных сетей как технологических систем

современное состояние телекоммуникационного права – это состояние сублимированной отрасли (суботрасли) публичного права, которая наиболее тесно связана с информационным правом. В процессе развития общественных отношений в телекоммуникационной сфере и в динамике их регулирования продолжает формироваться предметная сфера телекоммуникационного права. Одновременно наметилась тенденция в вопросе метода регулирования телекоммуникационных отношений. Перечисленные факторы позволяют констатировать, что телекоммуникационное право в России находится в стадии формирования. Оно характеризуется особым правовым режимом и охватывает отношения различных субъектов на протяжении всего цикла от проектирования сети связи до оказания услуг.

34. Особенности информационных отношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации.

В Российской Федерации

поиск, получение, производство и распространение массовой информации,

учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими,

изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации,

не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

35. Правовые формы организации деятельности СМИ.

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления.

Не может выступать учредителем:

гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом.

Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.

Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:

1) на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, подается учредителем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации;

2) на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования, подается учредителем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

Учредителю или лицу, действующему по его уполномочию, высылается или выдается уведомление о приеме такого заявления и необходимых документов с указанием даты их поступления. Рассмотрение заявления о регистрации средства массовой информации и принятие соответствующего решения осуществляются регистрирующим органом в месячный срок с указанной даты.

Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации.

На основании решения о регистрации средства массовой информации заявителю выдается свидетельство о регистрации средства массовой информации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в реестре зарегистрированных средств массовой информации, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических лиц и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к такой информации ограничен в соответствии с федеральными законами.

Сведения о конкретном средстве массовой информации предоставляются регистрирующим органом бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений.

Сведения о конкретном средстве массовой информации направляются в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", в виде выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации или справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается при отсутствии в данном реестре сведений о конкретном средстве массовой информации.

Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.

36. Роль государства в деятельности СМИ. Государственная поддержка СМИ.

37. Правовой статус журналистов в системе права массовой информации.

Правовой статус журналиста - совокупность специальных прав и обязанностей. Закон о СМИ выделяет следующие категории:

- журналисты;

- приравненные к ним лица (работающие в штате редакции, но не собирающие информацию, внештатные работники).

Правовой статус журналиста включает в себя следующие элементы.

1. Трудовые отношения, иные договорные отношения лица с зарегистрированным СМИ.

2. Функции журналиста. Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований ч. 1 ст. 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 настоящего Закона;

12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством РФ о средствах массовой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

3. Аккредитация.

Аккредитация журналистов регулируется ст. 48 Закона о СМИ <*> и принимаемыми в соответствии с Законом правилами аккредитации конкретной аккредитующей организации. Статья 48 Закона дает общую характеристику содержанию прав и обязанностей журналистов и аккредитующих организаций, оставляя за рамками Закона детальную процедуру получения и основания лишения аккредитации, некоторые другие важные моменты. Конкретизация этого института в правилах аккредитации в подавляющем большинстве случаев происходит путем введения в правила многочисленных условий и оговорок реализации прав журналистов по сравнению с Законом о СМИ, что ведет к сужению прав журналистов. Трудность обжалования таких правил зачастую вызвана тем, что правила противоречат не конкретной, императивной норме Закона о СМИ или Конституции РФ, а смыслу аккредитации, содержанию прав журналистов, выраженных не в букве, а в духе закона.

Так, например, Постановлением Правительства Саратовской области от 13 марта 2002 г. N 22-П были утверждены Правила аккредитации представителей средств массовой информации при правительстве области

28 марта 2002 г. прокурор Саратовской области обратился в суд с заявлением о признании некоторых пунктов Правил недействительными. Прокурор усмотрел нарушение законодательства в следующих положениях Правил:

в абзаце 3 п. 5, где предусмотрено указание в заявке на аккредитацию псевдонима журналиста;

в п. 13, который устанавливает в случае замены постоянно аккредитованного журналиста временным представлять справку редакции о болезни журналиста;

в п. 21, закрепившем положение, что аккредитация может быть аннулирована в случаях прекращения или приостановления деятельности соответствующего средства массовой информации или в случае неосвещения деятельности органов исполнительной власти в течение трех месяцев;

в п. 28, который установил, что журналист может быть лишен аккредитации в случаях, предусмотренных законодательством РФ и Саратовской области.

Первой инстанцией при рассмотрении данного спора являлся Саратовский областной суд.

Саратовский суд согласился с прокуратурой, что требование указывать в заявке на аккредитацию псевдоним журналиста не соответствует федеральным законам и нарушает права журналиста. В данном случае прокуратура и Саратовский суд пришли к этому выводу на основании анализа ст. 47 Закона РФ о СМИ, ст. 15 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", в которых предусмотрено право журналиста, автора использовать свое произведение под псевдонимом.

Верховный Суд, толкуя те же самые нормы, пришел к иному выводу. Он указал, что указание псевдонима не умаляет прав журналиста, "в противном случае предусмотренное указанной выше нормой (ст. 47 Закона о СМИ) право распространения журналистом информации анонимно (без подписи) означало бы незаконность указания в заявке и имени журналиста, что вовсе исключало бы возможность его аккредитации". Другими словами, Верховный Суд посчитал, что если журналист имеет право распространять свои материалы под собственным именем или под псевдонимом, то незаконность требования указывать псевдоним означает и незаконность указывать в заявке имя журналиста, что в итоге делает невозможным его аккредитацию.

4. Защита источника информации.

Журналист обязан сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Журналист не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Журналист не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.

38. Опубликование в СМИ нормативных правовых актов.

неопубликованные федеральные законы и иные нормативные правовые акты не применяются. Основные нормы, [регулирующие отношения в этой области, содержатся в Федеральном законе от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

В соответствии с этим Законом на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем

«Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные за коны, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию и «Парламентской газете». Обязательному опубликованию в «Парламентской газете» подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы в виде отдельного издания.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на ik ей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

«Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов.

39. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации.

Статья 53. Межгосударственные договоры и соглашения

Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных Российской Федерацией.

Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами других государств, а также международными организациями.

Статья 54. Распространение зарубежной информации

Гражданам Российской Федерации гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации.

Ограничение приема программ непосредственного телевизионного вещания допускается не иначе как в случаях, предусмотренных межгосударственными договорами, заключенными Российской Федерацией. Распространение зарубежного телеканала или зарубежного радиоканала на территории Российской Федерации допускается после его регистрации в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Для распространения продукции зарубежного периодического печатного издания, то есть не зарегистрированного в Российской Федерации и имеющего место постоянного пребывания учредителя или редакции вне ее пределов, а равно финансируемого иностранными государствами, юридическими лицами или гражданами, необходимо получить разрешение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, если порядок распространения не установлен межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией. Разрешение на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Статья 55. Зарубежные корреспонденты

Представительства зарубежных средств массовой информации в Российской Федерации создаются с разрешения Министерства иностранных дел Российской Федерации, если иное не предусмотрено межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией.

Зарубежные представительства средств массовой информации, зарегистрированных в Российской Федерации, создаются в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации и страны пребывания, если иное не предусмотрено межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией.

Аккредитация зарубежных корреспондентов в Российской Федерации производится Министерством иностранных дел Российской Федерации в соответствии со статьей 48 настоящего Закона.

Зарубежные корреспонденты, не аккредитованные в Российской Федерации в установленном порядке, пользуются правами и несут обязанности как представители иностранного юридического лица.

От обязательной аккредитации для осуществления профессиональной деятельности в Российской Федерации освобождаются:

зарубежные корреспонденты, ранее аккредитованные в Союзе ССР или в суверенных государствах, входивших в его состав;

корреспонденты средств массовой информации, ранее зарегистрированных государственными органами Союза ССР или суверенных государств, входивших в его состав.

На корреспондентов, аккредитованных в Российской Федерации, независимо от их гражданства распространяется профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом.

Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении корреспондентов средств массовой информации тех государств, в которых имеются специальные ограничения для осуществления профессиональной деятельности журналистов средств массовой информации, зарегистрированных в Российской Федерации.

Зарубежные корреспонденты средств массовой информации, зарегистрированных в Российской Федерации, независимо от их гражданства обладают установленными настоящим Законом правами и обязанностями журналиста, если это не противоречит законодательству страны пребывания.

40. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении библиотечной информации.

Библиотечное дело рассматривается как отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек.

Институт библиотечного дела представляет собой одно из направлений правового регулирования отношений информационной сферы в области обеспечения реализации права каждого на поиск, получение и передачу библиотечной информации (право на доступ к информации или право знать), которое является важнейшим правом человека и гражданина.

Юридический фундамент этого института составляют следующие информационно-правовые нормы Конституции РФ.

«Статья 29 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»

Эта норма представляет собой основу осуществления права на доступ к библиотечной информации. Библиотечная деятельность является основой осуществления творческой и иной интеллектуальной деятельности человека.

«Статья 44 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».

Также в порядке осуществления права на производство информации.

Однако на каждого, допущенного к соответствующим культурным ценностям и учреждением культуры, возлагается обязанность сохранять эти ценности.

«Статья 44 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Указанные нормы развиваются в нормативных актах, составляющих источник института библиотечного дела. Это Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле», принятые в соответствии с ними федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ и субъектов Федерации в области библиотечного дела.

Институтом библиотечного дела устанавливаются принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

41. Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела и архивов.

42. Правовое регулирование рекламной деятельности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" <2> (далее - ФЗ "О рекламе") его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Таким образом, правовое регулирование рекламного рынка обусловлено следующими принципиальными целями: защита добросовестной конкуренции; обеспечение единого экономического пространства; реализация права потребителей на надлежащую рекламу.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации <3> (далее - Конституция РФ) в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Провозглашение указанного принципа предопределено федеративным устройством нашей страны, которое предполагает наряду с определенной самостоятельностью субъектов Федерации обеспечение единого внутреннего рынка. Единство экономического пространства обеспечивается путем отнесения к исключительному ведению Российской Федерации установления правовых основ единого рынка, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, основ ценовой политики, федеральных экономических служб, включая федеральные банки (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ) <4>.

Принимая во внимание роль рекламы в продвижении товаров, работ и услуг, установление единого рынка было бы невозможно без обеспечения единообразного регулирования рекламы на всей территории страны. В связи с этим приобретает особое значение вопрос об отнесении законодательства о рекламе к предмету ведения Российской Федерации. Вместе с тем Конституция РФ, разграничивая предметы ведения между Федерацией и ее субъектами, прямо не указывает место рекламного законодательства в таком делении.

В соответствии со ст. 4 ФЗ "О рекламе" законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из упомянутого Закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с ФЗ "О рекламе" иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Установление дополнительных требований и ограничений к рекламе на местах, безусловно, подрывает основы единого рынка и не может быть признано правомерным. С другой стороны, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации, отдельные аспекты рекламной деятельности (например, размещение наружной рекламы) могут быть объектом правового регулирования на местах. В качестве примера можно назвать Постановление Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. N 584-ПП "О мерах по освобождению отдельных исторических территорий города Москвы от наружной рекламы" <7>; Постановление Правительства Московской области от 29 декабря 2000 г. N 170/39 "О наружной рекламе, информации и оформлении территории Московской области" <8>; решение Казанской городской Думы от 26 ноября 2009 г. N 9-44 "О размещении средств наружной рекламы и информации в городе Казани" <9> и др.

Таким образом, с целью обеспечения публичного интереса в установлении единого рынка на всей территории Российской Федерации рекламное законодательство отнесено к предмету ведения Федерации в соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ <10>.

Помимо ФЗ "О рекламе" требования к осуществлению рекламной деятельности могут содержаться в иных нормативных правовых актах, которые согласно ст. 4 ФЗ "О рекламе" не должны ему противоречить.

Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться актами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа. Среди указанных актов можно выделить Указ Президента Российской Федерации от 17 февраля 1995 г. N 161 "О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы" <11>; Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" <12>; Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 декабря 2007 г. N 453 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" <13>.

Необходимо отметить, что ФЗ "О рекламе" не определяет круг актов, на которых он основывается. В частности, непонятно, какова роль международно-правовых актов, Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ <16> (далее - ГК РФ). Если по вопросу соотношения ФЗ "О рекламе" с международно-правовыми актами, Конституцией РФ все понятно, то по вопросу о его сопоставлении с ГК РФ могут возникнуть вопросы, так как оба нормативных акта относятся к федеральным законам. Отсутствие упоминания об указанных актах и порядка разрешения коллизий с ними может привести к появлению существенных проблем в правоприменительной практике. Кроме того, представляется, что в таких условиях обособленность ФЗ "О рекламе", сопровождающаяся подчеркиванием его приоритетного значения, может привести к замедлению выработки единообразной правоприменительной практики.

43. Нормативно-правовые особенности электронной почты и почтовых рассылок.

В России в соответствии с п. 2 ст. 23 Конституции РФ: Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (а также за незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации) предусмотрена в ст. 138 УК РФ. Однако предусмотренная процессуальным законодательством необходимость получения решения суда на перлюстрацию почтовой корреспонденции де-факто распространяется только на почтовую корреспонденцию (в смысле ФЗ О почтовой связи), а электронная почта успешно обслуживается СОРМом.

Существуют различные способы и средства защиты переписки от внешнею контроля. Среди них - шифрование. Современные программные и технические шифровальные комплексы позволяют достаточно легко и быстро осуществлять защиту сообщений, но их использование не всегда легитимно.

Кроме того, целесообразно быть осведомленным и о правовом режиме подобных средств в стране получателя письма.

Вообще, правовую оценку почтовой корреспонденции нужно осуществлять не только по форме письма, но и по содержанию. Так, например, неосторожное высказывание в письме32 может служить причиной привлечения к ответственности33 вплоть до уголовной. Отправка письма с приложением компьютерного вируса также наказуема34.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: