Проектная культура как условие и фактор развития общества

Лекция 1 (вводная)

Тема 1

Социокультурное проектирование как научное направление прикладной культурологии, практическая деятельность и образовательная дисциплина

Основные вопросы

Проектная культура как условие и фактор развития общества. Прикладная культурология как теоретическая и методическая база социокультурного проектирования. Социокультурное проектирование в системе теории управления социально-экономическими системами. Социокультурное проектирование в контексте проектного и инновационного менеджмента. Главные принципы и особенности социокультурного проектирования. Специфика проектирования в разных сферах культуры. Общие характеристики проектной деятельности.

Задание на 1 семинар:

IPMA (International Project Management Association) как некоммерческая профессиональная ассоциация содействия в развитии, широком распространении и практическом применении методов и средств проектного управления, как профессиональной дисциплины и сертификации профессионалов по управлению проектами. Российская Ассоциация Управления проектами (СОВНЕТ), как добровольный союз профессионалов, осуществляющих научные исследования и разработки, обучение и сертификацию специалистов в области управления проектами. Правила и нормы работы специалистов по проектному менеджменту в системе нормативов IPMA (ICB) как система международных требований к компетенции специалистов в области управления проектами.

Требования к Сертифицированному управляющему проектами (Certificated Project Manager – CPM). Требования к Сертифицированному Профессионалу по Управлению Проектами (Registered Project Management Professional - RPMP). Требования к Сертифицированному специалисту по управлению проектами (Certificated Project Management Professional - CPMP).

Задание на семинар 2. Ознакомление со статьями Олега Игоревича Генисаретского, подготовить дискуссию

Проектная культура как условие и фактор развития общества.

В течение последних десятилетий сформировалась новая научная дисциплина – управление проектами (project management) – раздел теории управления социально-экономическими и социально-культурными системами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления изменениями.

На протяжении многих веков человечеству приходилось реализовывать множество проектов. Возрастающая сложность проектов, с одной стороны, и накопленный опыт управления, с другой, сделали необходимым и возможным создание идеологии и методологии управления проектами, ставшими базой для проектной культуры. Бурное развитие кибернетики, теории управления и исследования операций в середине 20 столетия позволило создать ряд формальных моделей и тем самым заложить систематическую научную основу управления проектами:

· синергетика и диалектика

· когнитивистика

· модели и методы сетевого планирования, позволяющие определить рациональную или оптимальную последовательность выполнения работ при заданных технологических, бюджетных и других ограничениях.

· теория и практика менеджмента – систематизированный набор положений о наиболее эффективном управлении организацией, носящих обобщающий, эмпирический и интуитивный характер.

Проектная культура обусловлена существующими в культуре моделями Культурного человека: Человек производящий, Человек играющий, Человек прекрасный, Человек потребляющий и т.д.

Проектная культура в системе культурологи – прикладная культурологи

Системодеятельностная методология

Концептуализм, как общая творческая установка, — при множестве конкретных творческих концепций, программ — составляет, на взгляд многих, самое суть проектной культуры, основной пласт ее содержания.

Проектная культура — это

· уровень, надстраивающийся над текущим проектным процессом преобразования и/или воссоздания среды, над такими его составляюшими, как проектирующие сообщества, проектное хозяйство, проектируемые части среды и, разумеется, над функциональными службами, обеспечивающими нормальное течение проектного процесса.

· это надуровень проектного процесса, так же как инфраструктура — подуровень его.

Проектная культура включает в себя:

1. Экологическая составляющая проектной культуры -- Ценностно-значимые образы проектируемой предметной среды, наблюдаемые в среде, и образы, замышляемые и как-то документируемые проектировщиками. Важна их принципиальная средовая отнесенность, принадлежность среде. ЭКОЭСТЕТИКА

2. концептуальная составляющая проектной культуры. Творческие концепции, являющиеся содержанием творческого сознания, и программы, являющиеся содержанием творческой воли, вместе с выраженными в них ценностными ориентациями субъектов проектирования, а также те методики, эвристики и поэтики, в терминах которых операционализируются текущие творческие замыслы проектировщиков --«творческая концепция», подразумевая и сознательный и волевой его смысл. ФИлОСОФИЯ (гносеология и креативность)

3. аксиологическая составляющая проектной культуры. в нее входят мыслимые, чувствуемые, осязаемые ценности данной проектной культуры и достижимые в ней ценностные состояния творческого сознания/воли, необходимые для личностной реализации проектного процесса. ЭТИКА

концептуальность — это синоним рефлективности, Можно также указать на взаимозаменимость — во многих контекстах — концептуальности и интеллектуальности, ментальности, как говорили в 1960-е годы (Бачелис 1969, Мамардашвили 1984), или когнитивности, как начинают говорить теперь (Шрейдер 1986). Наконец, правы будут и те, кто в остро модном «концепте» опознает общераспространенное «представление» или вырастающее из него «понятие». Все подобные замечания-возражения справедливы, но только с точки зрения логики, а не живой, конкретной культуры, с ее всегдашней избыточностью, прихотливым переплетением случайного и непременного. Превалирование в искусстве ХХ века концептуализма – концептуализм, функционализм, супрематизм. Идеи авангарда в начале ХХ века – концептуальны, направлены на преобразование концепции существования человека.

Примеры соотнесенности концептуальности в контексте случайного и неприменного: кайрос и Хронос, Мойры, в философии – всеобщее, особенное и единичное, возвышенное и низменное.

Концептуализм нередко оправдывают его направленностью на инновационные процессы. Рефлексивность культуры проявляется здесь в том, что благодаря концептуализации творчества в истории проектной культуры прослеживаются нити актуализации той или иной творческой концепции и связанных с нею приемов формообразования или, напротив, нити деактуализации,когда концепция как бы уходит на задний план творческого сознания, а соответствующие ей приемы воспринимаются как иконические структуры, образы, присущие самой среде. В этом случае они отлагаются как учебные приемы в пропедевтических курсах или пародийно «обыгрываются» в подчеркнуто игровых, экспозиционных проектах 2. На этом примере хорошо просматривается связь концептуального и аксиологического аспектов проектной культуры.

Дело в том, что процесс актуализации/деактуализации с аксиологической точки зрения описывается как переоценка ценностей, смена ценностной ориентации. Нередко словосочетание «переоценка ценностей» используется для обозначения нигилистического отношения к каким бы то ни было ценностям традиционной народной или классической культуры, духовной или художественной. Переоценка ценностей — нормальная, совершенно естественная процедура переориентации или перестройки ценностных систем культуры, возникшая в идейном контексте «рефлектированного традиционализма (Аверинцев 1986) и связанная с «аксиофикацией культуры» (Генисаретский 1985), в результате чего она стала восприниматься как пространство, в котором создаются, хранятся и востребуются различные культурные ценности (Генисаретский. 1987).

Концептуализация творчества есть вместе с тем и установка на осознание его ценностного содержания, на проявление тех жизненных, художественных и духовных ценностей, которые программно утверждаются или отвергаются в данном произведении, проекте. Это не означает, конечно, что все концептуализируемые в творчестве ценности могут, должны быть знаково отработаны — обозначены, изображены или «промыслены». Нет, большая часть представленного в концепции ценностного материала все равно останется в области подразумеваемого, духовно осязаемого. Зато проявленной окажется общая ценностная интонация, колорит и тон, в свете которых будет представлено все, захваченное концепцией, все, значимое для нее.

Перечисленные линии, по которым проектная культура смыкается с концептуальностью, свидетельствуют о том, сколь важно помнить о роли сознания и воли в проектном творчестве (Переверзев 1980), о единстве личной творческой активности, с одной стороны, и жизненного пути и окружения творческой личности, с другой (Генисаретский 1987).

Популярность критической темы о концептуализме в немалой степени объясняется основной функцией творческих концепций — служить выражением общей ценностной ориентации автора, объявлять, в условиях свободы творчества, о взятой им на себя творческой ответственности.

В художественной и проектной культуре 1970-1980-х годов термины «концепция», «концепт», «концептуальность» приобрели широкое хождение и столь же широкий смысл. О чем свидетельствует разнообразие творческих концепций в данной культурной ситуации? Как следует оценивать наблюдающийся ныне процесс концептуальной диверсификации, то есть появления все новых и новых концепций, новых как в количественном, так и в качественном отношении? От ответа на эти вопросы зависят наше отношение к творческим концепциям в дизайне, их критическая оценка и последующее творческое употребление. Аполонистическое и дионисийское, волны Кондратьева, об энергетической насыщенности, «пассионарном перегреве» жизненного мира культуры (Гумилев 1979), Арнольд Тойнби – вызов и ответ, Лотман – Культура и взрыв

Проектная сущность социокультурных технологий.

Смысл культурной деятельности заключается в ее `улучшающем` характере, в `культивировании` всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) `предмета культуры` человек рефлектирует относительно его совершенных, идеальных форм - идеальной структуры художественного продукта, идеальных форм социального устройства, идеальных отношений между людьми и т. д.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

По способу (методу) проектирования можно выделить философско-теоретическое проектирование - конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование - создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование `второй реальности` с помощью образа, знака, символа и др.

2. Объект проектирования.

По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование `второй природы` из материала `первой`) и др.

Комбинация различных способов проектирования в соотношении с теми или иными составляющими объектной области дает нам множество вариантов проектной деятельности - в виде специализированных технологий. Например, синтез художественного и технического проектирования рождает технологию дизайна; соединение различных элементов социального, духовно-ценностного и педагогического проектирования - идеологию и т. д.

Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности.

Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности - ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации.

В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или сис-тему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел - предваряющий действие проект.

Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реали-зация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности.

Ценности - это этика, философия профессии, ее методология. Ценности выражают отношение субъекта к объекту. Цели - это желаемые результаты, которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры, своей профессии, переживания сегодняшней социокультурной ситуации, видения в ней определенных проблем. При одних и тех же знаниях о культуре, в зависимости от ценностных ориентаций проектировщика, мы можем иметь программы с взаимно исключающей целевой установкой.

Знания и методы - это предписания о целях и способах деятельности.

Образ и концепт – символизм и акмеизм, супрематизм и романтизм, романский и готический, у китайцев – прилежная кисть и гунн-би, эстетика японцев

множественность концепций и множественность связанных с ними типов рациональности — это две стороны рефлексивности проектной культуры, ее экстенсиальное и интесиональное измерения. Рефлексивность означает здесь возможность свободного, самосознательного и самопроизвольного, намеренного осуществления проектного действа, проектирования как способа существования. И уже одним этим интерес к концептуальности как качеству проектной культуры вполне оправдан. Но этим дело не исчерпывается. Концептуализация проектной деятельности, выделение особого жанра концептуального проектирования имели еще одно следствие для развития проектной культуры. На этот раз речь идет не о большой свободе проектировщика в отношении выполняемой им деятельности, а о довольно-таки существенных изменениях ее смысла, содержания, основных аксиологических и экологических функций.

Благодаря концептуализации всех ролей в проектной коммуникации/рефлексии в понятии проектирования приходится различать и отдельно описывать сразу несколько векторных отношений.

1. Проектная концептуализация объекта, цель которой состоит в обретении проектного замысла, в поддержании, с помощью постоянно обыгрываемой концепции, достаточно высокого уровня проектной активности (в ходе разворачивания и языкового опредмечивания, экспонирования замысла).

2. Проектный дискурс 4 — собственно процесс мылительного и знакового изготовления проекта как текста, выполненного в определенном профессиональном языке проектирования. Языковые средства его очень разнообразны: это и вербальное описание (в сценарных проектах), и решение систем дифференциальных уравнений при обсчете конструкций, и композиционно-колористический поиск, гармонизирующий пространственные или цветовые массы объекта, и, наконец, создание компьютерной программы и затем решение задачи на компьютере.

3. Критическая рецепция — это отнюдь не оценка, не экспертиза проекта. Это глубокий процесс усвоения содержания проекта, продумывания, ценностного прочувствования предложенных в нем решений, соотнесения их прямых и косвенных последствий с ценностными рядами, выходящими, казалось бы, за рамки той области реальности, куда входит проектируемый объект, и так далее. Критическая рецепция проекта, в нормально развитой проектной культуре, — процесс, равномощный проектированию, имеющий свою инфраструктуру, не менее развитое концептуальное обеспечение. Что такое рецепция проекта, можно было бы почувствовать недавно в масштабной общественной активности, направленной против ряда мелиоративных проектов (например, против поворота части стока сибирских и северных рек в Каспийское море) или градостроительных проектов, влекущих за собой уничтожение ценнейшего архитектурного наследия. Оказалась необоснованной, неразвитой не только государственная экспертиза таких глобальных, масштабных проектов, но и целый ряд других институтов сферы проектирования (например, говоря словами писателя С. Залыгина, «гуманитарной экспертизы» — постоянно действующих потребительских обществ, региональных служб разработки и оценки социально-культурных проектов и так далее).

4. Инновация в отношении объекта проектирования — то воздействие на него, которое онтначнет претерпевать по ходу осуществления проекта и к которому будет вынужден адаптироваться пользователь, обитатель среды, также переживающий свою жизнь не безвольно и бессмысленно, но в символах какой-либо жизненной концепции, какого-либо взгляда на жизнь.

Социокультурное проектированиеспецифическая социальная технология, предназначенная для решения проблем социокультурной коммуникации в условиях неопределенности постановки задач и многофакторности их возможных решений. Ведется на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью.

Сфера применения - проектирование и мониторинг самоорганизующихся социальных партнерств:

«Ситуации парадоксальной вероятности»: автономные поселения (подземные города, обживание Марса, Луны,)

Триада «наука–бизнес–власть» (наукограды)

Человеческий фактор при ЧС (сценарии самоорганизации при внештатных ситуациях)

HR: «детектор внятности»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: