Композиция — состав и последовательность расположения частей, эпизодов и элементов литературного произведения, а также взаимосвязи между отдельными художественными образами.
Художественный конфликт — это воплощённое противопоставление, столкновение, противоборство, противоречие, важное для организации художественного мира произведения и раскрытия содержания.
Завязка — момент (эпизод), когда возникает конфликт. (Завязкой комедии «Горе от ума», например, является приезд Чацкого для встречи с Софьей.)
Развитие действия — постепенное оформление и нарастание противоречия, противоборства, препятствий на пути героев. (В комедии «Горе от ума» это попытки Чацкого вернуть себе расположение Софьи.)
Кульминация — момент, когда конфликт требует своего разрешения, не может развиваться дальше. (В «Горе от ума» это момент, когда Чацкий узнаёт, что Софья распустила слух о его сумасшествии.)
Развязка — разрешение основного конфликта. (Развязка комедии «Горе от ума» — это отъезд Чацкого.)
|
|
Экспозиция — дополнительная часть повествования, предваряющая завязку: она знакомит читателя с местом, временем и обстоятельствами действия, непосредственно подготавливает возникновение основного конфликта, а также представляет главных героев.
Постпозиция — эпизоды основной части повествования, следующие за развязкой. (Это тоже не обязательный элемент). В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина постпозицией оказываются последние замечания, написанные якобы от лица издателя записок П. А. Гринёва.
Пролог — дополнительный элемент композиции, отделённый от основного сюжета и предшествующий завязке (или экспозиции) для сообщения каких-либо дополнительных сведений.
Эпилог — дополнительный элемент построения литературного произведения: краткий рассказ о том, что произошло с персонажами после завершения сюжетного действия, или открытое выражение авторской позиции. Например в эпилоге романа И. С. Тургенева «Рудин» на нескольких страницах описывается вся жизнь главного героя, протекшая после событий, показанных в романе.
Ретроспекция — возвращение к прошлому, описанию уже произошедших событий, с помощью воспоминаний, рассказа об этих событиях, обнаружения документов, записей и т. п. Пример: в романе А. С. Пушкина «Дубровский» читатель сначала видит появление в доме Тороекурова Де-форжа и лишь потом узнаёт, каким образом вместо приглашённого учителя в усадьбе оказался Дубровский.
Фабула — расположение основных эпизодов, основных событий повествования в их хронологической последовательности.
Сюжет — художественно мотивированное расположение основных эпизодов в конкретном литературном произведении. Иначе говоря, сюжет — это композиционно оформленная фабула.