1. По страницам учебников (Гудзик И. Ф., Гурская В. В. Русский язык. 3 класс. – К.: Освіта, 2004; Гудзик И. Ф. Русский язык. 4 класс. – К.: Освіта, 2004.) установите и запишите орфоэпический материал, с которым вы будете знакомить учеников.
2. В речи учащихся вы заметили такие ошибки:
1) наличие оканья: в о да, м о л о ко, облако, о кно;
2) смешивание I и I и I ы I: вышня, риба;
3) отсутствие оглушения звонких согласных в конце слова: гри I б I, гла I з I;
4) мягкое произношение звука I ц I: пале I ц I, бое I ц I;
5) произношение I хв I, I х I вместо Iф I: I х I рукты, I хв I артук.
- Каковы причины данных ошибок?
- Укажите, с помощью каких упражнений можно их устранить?
3. Изучение русского языка в школе с украинским языком обучения нужно проводить с учетом транспозиции и интерференции.
- Покажите на примере одной из тем, как вы будете изучать русскую орфоэпию с учетом межъязыкового переноса.
4. Подберите занимательный дидактический материал для усвоения произношения трудных звуков русского языка.
5. Составьте таблицу- схему «Произносите правильно» или «Не ошибайтесь в ударении».
|
|
Теоретический материал к самостоятельной работе по теме «Формирование орфоэпических умений и навыков у младших школьников».
Основное содержание орфоэпической работы на уроках русского языка - развитие умений слушать слова, узнавать в них орфоэпические места;
- проведение звукового анализа, выделение звуков;
- слушание чужой речи и анализ ее со стороны правильности;
- выполнение орфоэпических упражнений.
Процесс формирования орфоэпических умений и навыков в начальных
классах можно разделить на такие этапы:
1. Отработка произношения звуков русского языка отдельно и в составе слове
(2 кл.).
2. Развитие орфоэпических умений и навыков на основе осознанного усвоения фонетических знаний (3 кл.).
3. Совершенствование и коррекция навыков произношения при изучении фонетико-орфографического и грамматико-орфографического материалов (4 кл.).
Основное требование к орфоэпической работе в период устного практического курса – комплексное развитие навыков слушания и произношения, так как умения слышать и различать звуки в звучащем слове (речевой слух) являются опорой при произнесении звуков.