1.Какие стадии в развитии литературы выделяются исследователями исторической поэтики? – 2 балла
2. Что такое литературное направление и каковы его критерии? – 2 балла
3. Сопоставьте понятия «литературное направление» и «Литературное течение». – 2 балла
4. Охарактеризуйте литературные направления 18 века. – 2 балла
5. Охарактеризуйте литературные направления 19 века. – 2 балла
6. Охарактеризуйте литературные направления 20 века. – 2 балла
7. Что понимают под «художественной системой»? – 2 балла
8. В чем состоит дискуссионность понятия «художественный метод»? – 2 балла
9. Что такое беллетристика и в чем состоит ее отличие от «массовой» литературы? – 2 балла
10. Каковы задачи историко-функционального изучения литературы? – 2 балла
Критерии оценки: Правильный ответ на вопрос оценивается в 2 балла.
11-20 баллов – «зачтено», 0-10 баллов – «не зачтено».
Литература к модулю IV
Аверинцев С. С., Андреев М.Л., Гаспаров М. Л., Гринцер П. А., Михайлов А. В. Категории поэтики в смене эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.
|
|
Бахтин М. М. творчество Француа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (Гл 1. Рабле в истории смеха). М., 1965.
Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2001.
Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1978.
Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988.
Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Л., 1979.
Лотман Ю. М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1992. Т.3.
Поспелов Г. Н. проблемы исторического развития литературы. М., 1972.
Приключения, фантастика, детектив: феномен беллетристики. Воронеж, 1996.
Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Т 3. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М.,1965.
Теория литературы. Литературный процесс. М., 2001.
Хализев В. Е. Интерпретация и литературная критика // Проблемы теории литературной критики. М., 1980.
3 Проектные Задания для самостоятельной работы к модулям 1-4
Тема 1 Академические школы в литературоведении 19 века
Задание - составить письменные справки, включающие обзор основных идей и представителей следующих литературоведческих школ и концепций 19 века:
· мифологическая;
· культурно-историческая;
· сравнительно-историческая;
· марксистская;
· психологическая.
Литература
1. Академические школы в русском литературоведении. М., 1976.
2. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. Кожевникова В. М., Николаева П. А./. М., 1987.
3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина/. М., 2001.
4. Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996.
|
|
Тема 2 Формальная школа в литературоведении
Задание - составить письменные справки, включающие обзор основных идей и представителей формальной школы.
Литература
1. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. Кожевникова В. М., Николаева П. А./. М., 1987.
2. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
3. Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение: курс лекций. Л., 1959.
4. Шкловский В. Б. Искусство как прием // Шкловский В. Б. Теория прозы. М., 1983.
5. Шкловский В. Б. Избранное в 2-х тт. М., 1983.
5. Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969.
Тема 3 Структуралистская концепция литературы
Задание - составить письменные справки, включающие обзор основных идей и представителей структуралистской концепции литературы.
Литература
1. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. Кожевникова В. М., Николаева П. А./. М., 1987.
2. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.
3. Лотман Ю. М. Текст в тексте. О природе искусства.// Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002. С. 58-78, 265-271.
4. Тодоров Ц. Понятие литературы // Семиотика. М., 1983, с. 365-369.
5. Успенский Б. А. Поэтика композиции М., 1970.
Тема 4 Г. Э. Лессинг о видах искусства
Задание – прочитать трактат Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии»; составить конспект, отражающий следующие темы:
- классификация искусств на динамические и статические;
- специфика живописи и скульптуры как пространственных искусств;
- специфика изображений в поэзии, их недостатки и преимущества;
- сущность понятия «невещественной пластики»;
- возможности словесных образов.
Литература
1. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.
Тема 5 Специфика видов пафоса (типов авторской эмоциональности)
Задание – составить сопоставительные характеристики видов пафоса (типов авторской эмоциональности)6
- героика и трагизм;
- трагизм и драматизм;
- Различные комические пафосы;
-сентиментальность и идиллическое;
- сентиментальность и романтика.
Литература
1. Введение в литературоведение (под ред. Г. Н. Поспелова). М., 1989.
2. Тюпа В. И. Художественность литературного произведения. Красноярск, 1987.
3. Хализев В. Е. Теория литературы. Глава 5. М,, 2005.
Тема 6 Поэтическая речь: основные тропы и фигуры
Задание – составить словарные статьи по основным классам тропов и фигур. На материале 15 оригинальных стихотворений провести анализ особенностей поэтической речи.
Литература
1. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971.
2. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
3. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. Кожевникова В. М., Николаева П. А./. М., 1987.
4. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
Тема 7 Метрико-ритмический, фонический и строфический анализ поэтического произведения
Задание -студенты должны отобрать 15 стихотворений для анализа, включающего в себя и сопрягающего воедино:
I. Анализ явлений стиха (определить систему стихосложения; составить ритмико-метрическую схему, указать особенности ритмических определителей данного стихотворения; проанализировать особенности рифмы и звукоряда стихотворения; определить способ рифмовки и характер ее построения в стихе, составить схему рифмовки, проанализировать строфическую организацию; определить интонационно-мелодический тип и подтип; отметить возможные особенности графики.
II. Анализ особенностей композиционной организации и художественного мира стихотворного произведения (предметный мир, пейзаж и т. д.; точка зрения лирического субъекта в мире; лирический сюжет; время-пространство).
Литература
1.Гаспаров М. Л. Избранное в 3 т. Т. 2. М., 1995.
2. Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975.
|
|
3. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
4.Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Л, 1972.
Тема 8 Роман как жанр
Задание – проанализировать научную литературу, посвященную специфике романа как жанра и составить письменные конспекты указанных ниже работ по следующим аспектам:
1. В. Г. Белинский о романе как эпосе нового времени.
2. Проблема соотнесения романа с эпическим родом литературы.
3. Отличие эпоса и романа в трактовке М. Бахтина.
4. Хронотопы в романе.
5. Сопряжение «рассказанного события» и «события рассказывания» в романе.
Литература
1. Бахтин М. М. Эпос и роман. // Он же. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. Или: Вопросы литературы 1970, № 1.
2. Бахтин М. М. Слово в романе. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
3. Белинский В. Г. Разделение литературы на роды и виды. // Он же. Полн. Собр. Соч. в 13-ти тт., т.5. М., 195.
4. Веселовский А. Н. История или теория романа? // Он же. Избранные статьи. Л., 1939.
5. Кожинов В. В. Роман – эпос нового времени // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964.
4 Программа семинарских занятий и самостоятельной работы к ним по курсу «Введение в литературоведение» (16 часов)
Тема 1 Природа образности - 2 часа
1. Образ - представление - понятие. Образ и знак. Специфика художественного образа.
2. Словесный образ, его особенности.
3. Восприятие литературно-художественного произведения читателем.
4. Типология образов в литературе: человек - общество - природа.