1. Сопоставительный анализ нескольких видов хронотопа (на материале работы М. М. Бахтина).
2. Функции художественного пространства в повести н. В. Гоголя «Невский проспект».
3. Функции художественного времени и пространства в романе В. Набокова «Машенька».
4. Функции пейзажа в рассказе А. П. Чехова «Черный монах».
5. Функция вещи в художественном мире повести М. М. Булгакова «Собачье сердце».
Литература
1. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968 № 8 (или Хрестоматия).
2. Федоров В. В. О природе поэтической реальности. М., 1984 (Гл.2, с. 36-45).
3. Литературный энциклопедический словарь / под ред. Кожевникова В. М., Николаева П. А. М., 1987: ст. Художественное пространство и время.
4. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
5. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.
6. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.
|
|
Тема 4 Система персонажей и сюжет - основа мира эпических и драматических произведений – 2 часа
1. Персонаж (герой, действующее лицо) и смежные понятия: характер, тип; «актор» и «актант» (в нарратологии).
2. Система персонажей в отдельном произведении. Параллели и антитезы; двойники в системе персонажей, прием «раздвоения» персонажа
3. Иерархия персонажей:
- главные и второстепенные;
- внесценические персонажи, их функции;
5. Приемы создания образа персонажа. Портрет, психологическая характеристика, речь. Формы описания героя извне. Формы самораскрытия. Герои «готовые» и формирующиеся, герои-объекты и герои-субъекты.
Темы докладов и письменных работ (для самостоятельной подготовки)
1. Образ персонажа в рассказе А. П. Чехова «Душечка».
2. Герои-объекты и герои-субъекты в рассказе А. П. Чехова «Дом с мезонином».
3. Заимствованные персонажи и их связь с заимствованными сюжетами (сравнительный анализ «Федры» Ж. Расина и «Ипполита» Эврипида.).
4. Двойники в системе персонажей: «Соглядятай» В. Набокова.
5. Прием раздвоения в системе персонажей: «Тень» Е. Шварца.
Литература
1. Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 136-138.
2. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л., 1079, с. 16-28, 45-46, 89-91, 124-129.
3. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского М., 1963. с. 36, 76, 83, 107.; Эстетика словесного творчества. С. 8, 75.
4. Литературный энциклопедический словарь. Статьи: персонаж, герой, характер, тип.
Тема 5 Сюжет как система действий и событий в произведении – 2 часа
1. Сюжет и фабула (А. Н. Веселовский, формальная школа, современное понимание).
|
|
2. Событие и ситуация. Ситуация и коллизия.
3. Типология сюжетных схем: концентрические и хроникальные, их сочетание; внешние и внутреннее действия, их сочетание.
4. Концентрические сюжеты, сочетание их компонентов (четкость или размытость, возможность нескольких кульминаций, открытые финалы и т. д.).
5. Разграничение сюжета и композиции его изображения. Сюжетные инверсии, прологи и эпилоги, чередование эпизодов, обрамление, циклизация, вставные сюжеты, предыстории и последующие истории как приемы композиции.