Раздел П. Социально-культурные аспекты науки

Глава 6. Наука, общество, цивилизация.............................'...................... 371

6.1. Особенности современной науки..........................................................,. 372

6.2. Модернизация общественной жизни: достижения и проблемы.... 378

6.3. Ответственность учёного. Этика науки................................................ 385

6.4. Наука и глобальные проблемы............................................................... 399

Глава 7. Наука как социальный институт............................................... 407

7.1. Социология науки как дисциплина........................................................ 407

7.2. Организационные формы науки.............................................................. 412

7.3. Научное сообщество как социальная группа..................................... 422

7.4. Функционирование науки и факторы общественной жизни........... 431

7.5. Статус науки в обществе: проблемы легитимации и свободы...... 441

Глава 8. История науки.................................................................................... 448

8.1. Античная эпоха............................................................................................ 448

8.2. Средневековье.............................................................................................. 456

8.3. Научная революция и начало нового времени................................... 459

8.4. От классики к современности................................................................... 469


Глава 9. Взаимосвязь науки и культуры............................................ 475

9.1. Научная картина мира............................................................................... 476

9.2. Формы социокультурной обусловленности научного

познания.................................................................................................................. 485

9.3. Наука и искусство....................................................................................... 496

9.4. Наука и религия........................................................................................... 502

9.5. Наука в общем культурном проекте...................................................... 507

Список литературы............................................................................................. 511


Предисловие

Предлагаемый курс философии науки адресован преподавателям фи­лософии, студентам и аспирантам, а также научным работникам, интере­сующимся теоретическими вопросами науки, и всем тем, кто профессио­нально или в порядке увлечения занимается этим кругом тем.

Курс состоит из вводного раздела и основного содержания. Вводный раздел курса посвящён обзору общих вопросов, касающихся взаимоотно­шения философии и науки, характеристики науки в целом и проблемати­ки познания и истины. Основное содержание курса включает два раздела. В первом разделе обсуждаются вопросы, относящиеся к когнитивному контексту науки: проблемы научной методологии и логики, проблемы структуры и динамики научного знания. С учётом важности темы гумани­тарного познания и традиционной направленности философии науки на преимущественно естественно-научную проблематику в раздел включена также специальная глава, посвящённая проблемам гуманитарных (или, точ­нее, социально-гуманитарных) наук. Второй раздел посвёщен социально-культурным аспектам науки. В частности, обсуждаются такие темы, как наука и цивилизация, элементы социологии науки, этики науки, истории науки, а также взаимосвязь науки и культуры.

Таким образом, общая стратегия введения в философию науки состоя­ла в движении от базовых философских вопросов к более детальному рас­смотрению когнитивного контекста науки (логико-методологические вопросам, анализу научного знания) и далее к социально-культурным те­мам. Некоторое преобладание первого раздела над вторым не означает более легкомысленного отношения к социально-культурным темам фило­софии науки; просто логико-методологическая тематика традиционно вызывает несколько больше трудностей, особенно у читателя, имеющего гуманитарное образование. Конечно, это не означает, что сам автор ока­зался в этих вопросах безупречен. Обсуждение когнитивного контекста науки в настоящем курсе можно понимать просто как искреннюю попыт­ку автора разобраться (и помочь разобраться читателям) в массиве логико-методологических изысканий и проблем.

Деление материала на указанные разделы и порядок изложения пред­ложены из дидактических соображений. Безусловно, структура курса не может считаться оптимальной, и автор сознает ее возможные недостатки. Так, глава 8, в которой дается обзор истории науки и философии, появля­ется в курсе достаточно поздно, в то время как в преподавании, возможно, историко-философская часть могла бы быть вводной. Далее, параграф, рассматривающий понятие картины мира (§ 9.1), оказался отделен от об-


суждения становления и функционирования научных теорий. Но, думает­ся, эти и подобные им недостатки все же поправимы: для налаживания искусственно затруднённых связей в курсе используются перекрёстные ссылки; кроме того, перекличка одних и тех же вопросов в разных местах, как хотелось бы надеяться, может помочь повторению и лучшему закреп­лению материала. Наконец, известная гибкость живого преподавания вполне может с успехом компенсировать неуклюжесть печатного текста. Оправданием автору может быть и действительная сложность взаимосвя­зей научного познания, где переплетаются замысловатым образом и ког­нитивные, и социально-культурные составляющие.

По этой же причине в структуре курса фигурирует ряд сквозных тем. Читатель периодически будет встречаться с одними и теми же сюжета­ми: например, с тезисом об отсутствии прямого пути от фактов к теории, с проблемами индукции, с темой сложности обоснования и проверки на­учного знания, с различными аспектами проблемы соотношения эмпири­ческого и теоретического в научном познании.

Предлагаемый курс ориентирован на широкий круг читателей, поэто­му мы не ставили целью добиться отточенной логической терминологии. Например, термины суждение, высказывание, утверждение, предложе­ние свободно используются как синонимы; хотелось бы, чтобы это не вы­зывало чувства тревоги у профессионалов.

Работая над курсом, автор подсознательно ориентировался преиму­щественно не на философов, а на представителей конкретных наук. Но это не значит, что мы избежали изложения серьёзных философских вопросов. Скорее, наоборот, мы стремились донести до читателя значимость этих философских проблем для реальной научной практики: например, таких как тезис Дюргейма—Куайна, проблема несоизмеримости, а в гуманитар­ных науках — проблема интерпретации.

Содержание курса приближено к тематизации отечественной фило­софии науки, т.е. к традиционным рубрикам, под которыми философия науки обычно освещается в преподавании, в лекционных курсах, в моно­графиях по философско-методологическим проблемам науки, а также трактуется в экзаменационных вопросах. Курс, изложенный в более «за­падном» стиле, конечно, имел бы совсем иной вид. Так, предпочтения в англоязычной литературе в большей степени концентрируются вокруг дискуссий реализма и антиреализма в науке, вокруг обсуждения семанти­ки научного языка — референта теории, натуральных видов, интерпрета­ции научных теорий; интерес западных аналитиков вызывают также проб­лемы редукционизма, подтверждения и опровержения теорий, критериев рациональности научного познавательного предприятия.

Некоторые разделы курса, вероятно, будут трудны для читателей. Это связано со сложностью самих тем, затрагивающих широкий круг проблем


и споров, а также, видимо, с недостаточно удачным их изложением. Речь идет прежде всего о таких темах, как проблема истины (§ 0.6), проблема несоизмеримости научных теорий (§ 4.4), проблема рациональности научного познания (§ 4.5), проблема понимания и объяснения в гумани­тарных науках (§ 5.2). Наша задача — введение в основную проблема­тику этих тем, характеристика их трудностей и краткие описания пред­ложенных решений или стратегий решения. При этом, конечно, не ставилась цель провести исчерпывающий анализ этих проблем или пре­тендовать на их разрешение, тем более что эти проблемы являются весь­ма сложными, дискуссионными, временами даже горячими.

Читателю, желающему более детально разобраться в этих проблемах, можно посоветовать поработать с более специальной литературой. Крат­кий библиографический указатель в конце книги должен помочь читате­лю в дальнейших занятиях философией науки. Указатель не может пре­тендовать на сколько-нибудь полное освещение литературы. Мы хотели лишь сориентировать читателя в его первоначальных библиографических поисках. Мы также попытались упорядочить литературу по тематиче­ским рубрикам, соответствующим структуре курса. Однако такое разде­ление обладает изрядной долей условности, т.к. многие из указанных книг могли быть отнесены одновременно к различным рубрикам.

В ходе изложения мы старались не только представить круг основных, вопросов и идей современной философии науки, но и ознакомить читате­ля с наиболее известными авторами, работавшими или работающими в данной области. При этом мы решили не вводить специальные парагра­фы, посвящённые обзору идей того или иного автора. Конечно, мы преж­де всего не могли обойти стороной таких героев философии науки, каки­ми являются, например, неопозитивисты, а также «большая четвёрка»: Т. Кун, И. Лакатос, К. Поппер и П. Фейерабенд. В ряде мест мы более подробно характеризовали их взгляды в связи с тем или иным предметом. Масса интересных авторов, особенно последнего времени, остались, к со­жалению, почти не затронутыми нашим обсуждением или вообще не по­пали в курс. Хотелось бы, чтобы читатель отнёсся к этому снисходитель­но, учитывая тесные рамки вводного курса плюс наше желание суметь изложить достаточно обширный круг вопросов. С грустью обозревая не попавший в книгу материал, автор утешал себя тем, что введение в фило­софию науки не должно разрастаться до настораживающих объёмов.

В книге принята достаточно простая система нумерации параграфов (вида а.Ь). Первая цифра указывает на номер главы, вторая — на номер включённого в неё параграфа; нумерация глав сквозная. Вводный раздел автор счёл возможным обозначить цифрой 0.

В разработке курса в той или иной мере воплотился личный опыт рабо­ты автора со студентами и аспирантами нефилософских специальностей.


Вводный раздел Наука в философском ракурсе

0.1. Философия и наука


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: