В отличие от условно-фиксированных издержек многие издержки по созданию и продвижению на рынок стандартных товаров не растут вообще даже в долгосрочном периоде. В приведенном нами примере затраты труда автора на создание данного пособия не придется увеличивать, сколько бы типографий не подключилось к его тиражированию. Мы полагаем, что эти издержки правильно называть безусловно-фиксированными. Вот тут-то и проявляются преимущества крупного производителя: чем больше выпускается товаров, тем меньше груз безусловно-фиксированных издержек, приходящихся на один товар, тем ниже (а значит конкурентоспособней) может быть цена товара. При этом в отличие от классического механизма экономии на масштабах производства экономия на снижении безусловно-фиксированных издержек не имеет ограничения в виде оптимального объема предприятия. Чем больше фирма – тем они ниже.
Ли Якокка, вероятно самый знаменитый из ныне живущих американских менеджеров, возглавлял самую маленькую из трех автомобильных компаний США («Крайслер») в трудные для нее времена. Низкие фиксированные издержки более крупных фирм были предметом его постоянной зависти:
|
|
«Не требуется специальной вычислительной машины, чтобы определить, что если «Дженерал моторз» расходует на некий прибор 1 миллион долларов, а продает 100 тысяч автомобилей, то каждый покупатель выплачивает дополнительно 10 долларов. Если же фирма «Крайслер» расходует столько же на создание того же прибора, но продает лишь 20 тысяч машин, то каждый покупатель должен платить дополнительно уже 50 долларов».
Крупная компания имеет перед мелкой своеобразную фору. Пусть небольшая компания располагает столь же производительным оборудованием, квалифицированным персоналом и выпускает столь же качественный товар, что и крупная. Словом, пусть она ни в чем не уступает той. Даже в этом случае ее эффективность в сфере стандартного производства автоматически окажется ниже в силу одного только меньшего размера.
Это не абстрактная теория, а каждодневная практика конкурентной борьбы. В очень многих отраслях необходимость нести гигантские фиксированные издержки буквально выталкивает из массового бизнеса все недостаточно крупные фирмы. Мощным фактором подобного отбора в наше время, в частности выступают затраты на научные и опытно-конструкторские работы (НИОКР).