Рыночное лидерство небольших фирм

Ярким проявлением принципа кон­курентного исключения в сфере специализированного производства выступает час­то наблюдаемый феномен национального или даже мирового лидерства небольших по размерам компаний. На первый взгляд это кажется чем-то невероятным. Ведь да­же на долю крупнейших корпораций обычно приходятся считанные проценты обще­мирового производства тех товаров, выпуском которых они за­няты.

На этом фоне совершенно фантастично выглядит сред­няя американская фирма «Сиско системз», контролирующая 50 % мирового рынка оборудования для соединения компью­терных сетей. Как ни странно, она далеко не одинока. Сред­няя американская компания «Грейт лейк кемикалз» является крупнейшим в мире производителем брома, а еще меньшая датская «Отикон» – электронных слуховых аппаратов. Мелкая норвежская фирма «КаМеВа» удовлетворяет 30 % мировой по­требности в гребных винтах для военных кораблей. Разумеет­ся, еще чаще, чем мировые, среди патиентов встречаются национальные и региональные лидеры.

Механизм лидерства небольших компаний связан с узо­стью рынка, обслуживаемого патиентом. Крупные фирмы из­бегают на нем противоборства со специализированным произ­водителем. Другие патиенты избрать тот же сегмент в качест­ве сферы собственной специализации тоже не стремятся – действует принцип конкурентного исключения. Вот и поставля­ет основную массу товаров единственный производитель-патиент, благо ограниченный объем спроса вполне может удов­летворить даже малая или средняя фирма.

Эволюционный путь патиента.

Проследим теперь за типич­ным путем развития патиентной ком­пании. При всех преимуществах, соз­даваемых узкой специализацией, он не является легким.

Прежде всего найти (или создать) собственную нишу весьма трудно – для этого подходит далеко не каждый узкий сегмент рынка. Несложные изделия производятся мелкими фирмами универсального профиля. Многие запросы отдель­ных групп потребителей учитываются с помощью модифика­ций серийной продукции. Слишком специфические заказы – своего рода прихоти отдельных клиентов – носят случайный характер. Другими словами, избранный рыночный сегмент должен отличаться определенной устойчивой обособленно­стью; однажды выделившись, не пропасть и не раствориться вновь в море аналогичных товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: