Ярким проявлением принципа конкурентного исключения в сфере специализированного производства выступает часто наблюдаемый феномен национального или даже мирового лидерства небольших по размерам компаний. На первый взгляд это кажется чем-то невероятным. Ведь даже на долю крупнейших корпораций обычно приходятся считанные проценты общемирового производства тех товаров, выпуском которых они заняты.
На этом фоне совершенно фантастично выглядит средняя американская фирма «Сиско системз», контролирующая 50 % мирового рынка оборудования для соединения компьютерных сетей. Как ни странно, она далеко не одинока. Средняя американская компания «Грейт лейк кемикалз» является крупнейшим в мире производителем брома, а еще меньшая датская «Отикон» – электронных слуховых аппаратов. Мелкая норвежская фирма «КаМеВа» удовлетворяет 30 % мировой потребности в гребных винтах для военных кораблей. Разумеется, еще чаще, чем мировые, среди патиентов встречаются национальные и региональные лидеры.
|
|
Механизм лидерства небольших компаний связан с узостью рынка, обслуживаемого патиентом. Крупные фирмы избегают на нем противоборства со специализированным производителем. Другие патиенты избрать тот же сегмент в качестве сферы собственной специализации тоже не стремятся – действует принцип конкурентного исключения. Вот и поставляет основную массу товаров единственный производитель-патиент, благо ограниченный объем спроса вполне может удовлетворить даже малая или средняя фирма.
Эволюционный путь патиента.
Проследим теперь за типичным путем развития патиентной компании. При всех преимуществах, создаваемых узкой специализацией, он не является легким.
Прежде всего найти (или создать) собственную нишу весьма трудно – для этого подходит далеко не каждый узкий сегмент рынка. Несложные изделия производятся мелкими фирмами универсального профиля. Многие запросы отдельных групп потребителей учитываются с помощью модификаций серийной продукции. Слишком специфические заказы – своего рода прихоти отдельных клиентов – носят случайный характер. Другими словами, избранный рыночный сегмент должен отличаться определенной устойчивой обособленностью; однажды выделившись, не пропасть и не раствориться вновь в море аналогичных товаров.