Шумпетеровский анализ и типы стратегии фирм

Развитая Й. Шумпетером кон­цепция носит теоретический харак­тер и не может быть механически приложена к конкретным компани­ям. Его Предприниматель – не должность, а функция. Люди с за­датками первопроходцев, как известно, возглавляли самые разные фирмы: и мелкие несложные производства (скажем, первое кооперативное кафе в Москве), и крупные фирмы (на­пример, глава «ИБМ» Т. Вотсон – крестный отец первого ком­мерческого компьютера). Тем не менее возможность проя­вить новаторские способности далеко не одинакова в компаниях, придерживающихся разных стратегий конкурентной борьбы.

Текучка и постоянный вал сиюминутных проблем, ти­пичный для всякого крупного производства, объективно за­ставляют руководителей фирмы-виолента уделять основную часть своих усилий рутинной деятельности. Но важнее всего, что крупное производство не прощает ошибок: дорогостоя­щее оборудование для массового тиражирования продукции не может создаваться под проблематичные проекты.

В компании-патиенте полет предпринимательского творчества сдерживается узкой специализацией – любые, да­же перспективные идеи неизбежно отбрасываются, если они выходят за рамки избранной ниши. Как и виолент, патиент должен жить в мире с рыночными силами, а не яростно про­тивоборствовать им. Тем более неуместны научно-техниче­ские прожекты в мелкой фирме, действующей в сфере обыч­ного бизнеса: трудно даже представить булочную, автомастерскую или парикмахерскую, ведущую обширные научные и опытно-конструкторские работы.

Иное дело – фирма-ласточка, основанная энтузиаста­ми нового технического направления. Рассмотрим более подробно причины, обеспечивающие ее большую приспособ­ленность к деятельности, вызывающей – как мы видели из исторического экскурса – радикальные перемены в экономи­ке.

Прорывный и улучшающий НТП.

Используем для этого разработанную германским ис­следователем Рольфом Бер­том таблицу. В ней сопоставлены свойства радикальных нововведений и относительно небольших инноваций, улуч­шающих качество товара или технологию его производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: