Развитая Й. Шумпетером концепция носит теоретический характер и не может быть механически приложена к конкретным компаниям. Его Предприниматель – не должность, а функция. Люди с задатками первопроходцев, как известно, возглавляли самые разные фирмы: и мелкие несложные производства (скажем, первое кооперативное кафе в Москве), и крупные фирмы (например, глава «ИБМ» Т. Вотсон – крестный отец первого коммерческого компьютера). Тем не менее возможность проявить новаторские способности далеко не одинакова в компаниях, придерживающихся разных стратегий конкурентной борьбы.
Текучка и постоянный вал сиюминутных проблем, типичный для всякого крупного производства, объективно заставляют руководителей фирмы-виолента уделять основную часть своих усилий рутинной деятельности. Но важнее всего, что крупное производство не прощает ошибок: дорогостоящее оборудование для массового тиражирования продукции не может создаваться под проблематичные проекты.
В компании-патиенте полет предпринимательского творчества сдерживается узкой специализацией – любые, даже перспективные идеи неизбежно отбрасываются, если они выходят за рамки избранной ниши. Как и виолент, патиент должен жить в мире с рыночными силами, а не яростно противоборствовать им. Тем более неуместны научно-технические прожекты в мелкой фирме, действующей в сфере обычного бизнеса: трудно даже представить булочную, автомастерскую или парикмахерскую, ведущую обширные научные и опытно-конструкторские работы.
|
|
Иное дело – фирма-ласточка, основанная энтузиастами нового технического направления. Рассмотрим более подробно причины, обеспечивающие ее большую приспособленность к деятельности, вызывающей – как мы видели из исторического экскурса – радикальные перемены в экономике.
Прорывный и улучшающий НТП.
Используем для этого разработанную германским исследователем Рольфом Бертом таблицу. В ней сопоставлены свойства радикальных нововведений и относительно небольших инноваций, улучшающих качество товара или технологию его производства.