Дальнейшее развитие процесса происходит на массовом, контролируемом виолентами рынке, где недавняя новинка уже превращена ими в стандартный товар. Эти условия заставляют все остальные фирмы искать способы избежать смертельно опасной прямой схватки с гигантами. То есть возникает тенденция к поиску ниш, к адаптивному научно-техническому прогрессу, приспосабливающему товар к специальным запросам отдельных групп потребителей.
На рынок приходит разнообразие. Вместо одного (пусть самого хорошего!) товара появляется широкая палитра изделий на все вкусы. Здесь центральная роль принадлежит патиентам. Они же способствуют распространению новой технологии, материалов и т.п. в другие отрасли. Ведь основная задача фирмы-специалиста состоит в том, чтобы выискивать и применять в своей отрасли, для блага собственных придирчивых клиентов лучшие достижения, где бы и кем бы, они первоначально не были сделаны.