Наконец, и сами крупные предприятия – опора советской экономики – обладали в существовавших условиях серьезными недостатками, не дававшими раскрыться всем достоинствам виолентной стратегии.
Инвестиционная сфера.
Во-первых, советские виоленты никогда не могли управлять стратегическими инвестициями. В отличие от производственного потенциала компаний-виолентов, действовавших в рыночной экономике, крупномасштабное производство советских гигантов не было результатов их собственной инвестиционной деятельности. Государство само строило заводы и лишь потом передавало их в управление администрации создаваемых предприятий. Все крупные приращения мощностей в дальнейшем также осуществлялись централизованно.
Такая своеобразная роль пользователя, но не создателя основных производственных мощностей вела к тому, что крупные советские предприятия не могли сами управлять стратегическим объемом своего производства – находить сферы массового спроса и удовлетворять его, организуя выпуск дешевой, доброкачественной, стандартной продукции. Нужны ли новые крупные производственные мощности, всегда решалось за пределами предприятия. В отличие от своего западного аналога советский виолент не мог обеспечить свой рост и процветание за счет стремительного наращивания выпуска приглянувшегося массовому потребителю товара. Хронические дефициты самых разных продуктов были прямым следствием такого положения.