Во-вторых, советскому крупному предприятию было сложно находить сегменты перспективного массового спроса, поскольку оно было полностью лишено сбытовой сети и, следовательно, изолировано от прямого контакта с потребителем. Проблема сбыта решалась сдачей продукции либо в общенациональную торговую сеть (потребительские товары), либо органам Госснаба или твердо закрепленному предприятию-потребителю (инвестиционные товары).
Как утрачивалась прямая связь предприятий с рынком, в частности, легко проследить по истории советской рекламы. Если в начале 20-х гг. в рыночную эпоху НЭПа тресты вели активную рекламную деятельность (известна, например, серия рекламных плакатов «Резинотреста», созданная в 1923г. одним из лидеров русского художественного авангарда А.Родченко), то к концу НЭПа реклама потеряла функциональное значение. В 30-е годы она становится элементом украшения улиц и магазинов, а в последующие десятилетия практически исчезает.
К этому времени крупные предприятия перестают интересоваться проблемой реализации своей продукции, а значит, помимо прочего и ее конкурентоспособностью.
|
|
Сфера управления
В-третьих, советские виоленты не имели системы эффективного управления. Оторванность предприятий от стратегических инвестиционных и маркетинговых решений делала ненужными и соответствующие службы в их администрации. Последняя постепенно деградировала до уровня органа управления текущим производством.
Не даром в стандартную структуру директората производственных объединений – исторически последнего типа крупных советских предприятий – входили главный инженер, главный механик, главный энергетик и т.п. Но в ней не находилось места для подразделений, ответственных за развитие фирмы или конкурентоспособность продукции.