Коммутанты – самый распространенный и процветающий тип нового частного бизнеса в России. Не требуя для начала своей деятельности ни больших капиталов и производственных мощностей; ни опыта ноу-хау в изготовление продукции со специализированными потребительскими качествами; ни готовых к коммерциализации научно-технических новшеств, – словом, не нуждаясь в выполнении тех многочисленных и труднореализуемых условий, которые обязательны, для успеха на рынке другим типам фирм, коммутанты как бы самой природой созданы для «старта с нуля». Именно мелкий бизнес стал идеологическим мифом эпохи рыночных реформ в России. С ним связывались надежды на расширение производства нужных людям продуктов, на поддержание высокого уровня занятости и на улучшение качества товаров и услуг.
Внешнеэкономический фактор, однако, внес в эту схему коррективы. Мелкий бизнес в России действительно появился. Но типичной сферой его деятельности оказалось не производство, а торговля иностранной продукцией.