Тема 1. Тенденции развития СМИ.
Типологические характеристики рынка СМИ.
Типологические характеристики СМИ.
В настоящее время СМИ обладают целым рядом характеристик, которые применяются для типологического анализа – описания, составления профиля (портрета) какого-либо СМИ.
Этот анализ дает понимание исследователю той роли конкретного издания или телеканала, позволяет строить прогнозы по поводу интереса СМИ к тем или иным событиям, что особенно важно специалисту по рекламе и PR-коммуникациям, в задачи которого входит выбор СМИ для сотрудничества и размещения в них информации о компании.
Существует огромное количество подходов и признаков, позволяющих группировать СМИ. Выбор подхода определяется исходя из целей и задач, которые ставит компания при выборе СМИ.
Ключевыми (основными) или наиболее часто используемыми характеристиками СМИ являются:
1. Территория вещания, распространения (всероссийское или местное радио, общефедеральная или городская газета).
2. Регулярность выхода (периодичность) издания или вещания (например, круглосуточный канал, ежедневная газета, ежемесячный журнал).
|
|
3. Тираж (для печатных СМИ) или объем аудитории (для электронных СМИ).
4. Собственность на издание или телерадиокомпанию. СМИ могут принадлежать государству, партии, ведомству, корпорации, частному лицу. Собственность – учредитель издания – назначает редактора и уже этим влияет на редакционную политику. Поэтому для оценки издания необходимо всегда иметь информацию о его собственнике.
5. Формат выпуска (хронометраж и жанр для теле- и радиопередач, печатный формат – размер страницы, количество изданий – для печатных изданий). Для печатных изданий существенной характеристикой формата является газетная или журнальная форма, а также площадь печатной страницы (наиболее распространенные стандарты – А2, А3, А4; есть и другие форматы).
6. Тематическая направленность (деловая, развлекательная, молодежная, бульварная, политическая и пр.).
7. Аудитория – ее социально-демографические характеристики, образовательные, экономические и другие характеристики.
Можно выделить и дополнительные характеристики, которые необходимо учитывать в отдельных случаях:
- Состав авторов (например, одни газеты могут привлекать внештатных экспертов-профессионалов, а могут штатных журналистов. Одно издание может делать ставку на работу профессиональных журналистов, другое – дает слово читателям, комментариям экспертов в определенных областях, представителям органов власти).
- Goodwill (новая типологическая характеристика, обозначающая репутацию, вес, влиятельность издания). Стоит иметь в виду, что влиятельность может быть разного рода. Одно издание может быть деловым, другое – «желтым», но каждое по своему может быть влиятельным.
- Оформительский стиль издания.
- Манера использования иллюстраций, заголовков и пр.