Трудности контакта с другими людьми, в первую очередь с ровесниками, составляют одну из сложных и наиболее дезадаптирующих проблем аутичных детей. Известно, что аутизм интенсивно проявляется у детей в возрасте 4—7 лет. В дальнейшем, если ведется психокоррекционная работа, аутизм ослабевает, уменьшается стереотипность. Специфические речевые особенности и проблемы в сфере общения остаются. Стремление к общению в более старшем возрасте усиливается, однако возможности аутичного ребенка ограничивают реализацию этой потребности. Затруднена возможность диалога: недостаточен учет желаний собеседника, его готовность к общению; нет навыка соблюдать элементарную очередность слушания-говорения, недостаточное понимание, о чем можно говорить и в какой форме. Характерна плохая ориентировка в чувствах партнера по общению; неспособность к гибкому учету изменений в среде и соответственно недостаточной гибкости в диалоге приводят к изменению собственного поведения. Быстро возникает пресыщение в общении.
|
|
283
Аутичный ребенок может приближаться к собеседнику, перебрасываться одной-двумя репликами. В условии групповой коммуникативной ситуации пресыщение может выглядеть как многократные уходы участника и возвращения в общий круг. Любая неожиданность, трудность могут вызвать состояние растерянности и пассивного ожидания внешней помощи либо вызвать страх, импульсивное агрессивное действие, направленное вовне или на себя, усиление стереотипии у аутичного ребенка. Все это ограничивает возможности аутичного ребенка общаться в коллективе, в развитии произвольности, самообладания, гибкости, усложнении форм общения. Аутичному ребенку обязательно нужен определенный опыт пребывания в формальной детской группе (в классе, в кружке). Специально организованное общение в группе заставляет следовать групповым нормам, учиться быть одним из участников, частью общего группового процесса.
В Институте коррекционной педагогики на протяжении 11 лет с несколькими подростками и уже взрослыми людьми с последствиями синдрома РДА ведутся групповые занятия, которые можно назвать Клубом друзей.
Клуб возник из встреч детей на регулярных психокоррекци-онных и педагогических занятиях и совместных празднованиях. Участники Клуба не были аутичными. С каждым из них не менее 2— 3 лет велась индивидуальная психокоррекционная и/или педагогическая работа.
Были установлены правила, которые нельзя было нарушать никому. Например, очередность ответов: помогать товарищу, отвечать за него можно только в том случае, если он об этом сам попросит.
|
|
Встречи в Клубе включали в себя: совместное с родителями чаепитие, за которым родители могли видеть своих детей в довольно необычных условиях, по-своему открывая их.
Такие клубные встречи использовались как средство очень интенсивной, но при этом комплексной и сбалансированной (многоуровневой) эмоциональной стимуляции аутичных детей и подростков, адекватной их возможностям и уровню развития: •> Стимуляция первого уровня. Каждая встреча имела свою драматургию. Так, сначала все участники неторопливо собирались, при этом небольшое опоздание разрешалось. Кто-то в это время мог помогать устраивать помещение для игры — подносить стулья и т. д. Компьютер во время клубных встреч был доступен,"и место перед ним становилось
284
ареной самопроизвольных, без вмешательства взрослых взаимодействий между участниками. Каждый из пришедших по-своему осваивался в пространстве, привыкал, настраиваясь на предстоящее переживание. Точно так же происходило и прощание.
•> Стимуляция второго уровня. Это в первую очередь отчетливое переживание тепла и уюта в обжитом безопасном помещении. Наиболее ярким из впечатлений второго уровня было совместное чаепитие. Здесь следует отметить, что свою логику, динамику имела не только каждая встреча, но и годовая цикличность встреч. Кульминацией всего года был всегда совместный новогодний праздник, по-своему отмечались «конец сезона», последняя игра с награждением участников. Начало года (сентябрь — октябрь) и конец (май — июнь) также были отмечены своими неповторимыми событиями, как правило, совместными поездками за город (о роли таких «выходов» речь пойдет ниже). Таким образом, работа Клуба с самого начала была устроена так, чтобы, кроме всего прочего, дать переживание устойчивого годового цикла, движения времени.
•> Стимуляция третьего уровня. Сама ситуация игры с неопределенным финалом предполагает активное включение уровня аффективной экспансии. Задания давали столь необходимое переживание азарта в предвкушении сложной задачи. *** Стимуляция четвертого уровня. На этом уровне стимулировалось развитие эмоционального механизма добровольной жертвы — пусть маленькой, но все же уступки другому. Таким образом, как и другие формы психокоррекционной работы с аутичными детьми, Клуб изначально обращался к переживаниям, к эмоциональному опыту разных уровней системы аффективной регуляции и активизировал их, не давая зациклиться на переживаниях определенного уровня и развивая эмоциональные механизмы разных уровней. Формы и методы такой клубной работы были наиболее адекватны особенностям младшего школьного и предподросткового возраста. Иными словами, клуб помогал подросткам 12—15 лет и даже 18-летним юношам приобрести тот необходимый опыт, который нормально развивающиеся дети получают в гораздо более раннем возрасте в более естественных условиях (дворовая компания, внеклассная работа в школе, спортивные секции, кружки по интересам).
285
После двух-трех лет встреч, преимущественно с игровыми сценариями, Клуб стал отчетливо и неуклонно двигаться в направлении меньшей структурированности, менее жесткой за-данности происходящего, а значит, большей спонтанности и естественности. Исчезло игровое шоу, доминирующее место заняли просто разговоры, беседа знакомых людей на разные темы. При этом постепенно все больше и больше стиралась граница между позициями участников и ведущих профессионалов. Основной задачей являлась организация диалога.
За последние 2—3 года общение на клубных встречах является полностью незаданным, неспланированным и, следовательно, непредсказуемым. Участникам все время приходится ждать, соотносить то, чем нестерпимо хочется поделиться в данный момент, с сиюминутной коммуникативной ситуацией: с общей канвой разговора, с фокусом внимания аудитории, даже с преимущественным уровнем громкости речи окружающих в данный момент. Каждому хочется говорить об интересующем его предмете (как правило, это монолог, т. е. участнику больше нужно выговориться самому, чем выслушать других), часто эта тема подхватывается, начинают высказываться и другие присутствующие, разговор может перейти в иное русло — и участник поневоле втягивается в диалогическое общение со всей его непредсказуемостью.
|
|
В сравнении впечатлений детства достигается радостное чувство общности присутствующих.
Очень важно, что Клуб остается местом не только специально организованного общения за столом с ведущими, но и спонтанного взаимодействия участников между собой — местом, где можно просто поделиться новостями, расспросить других об их
НОВОСТЯХ И Т. Д.
Клубное общение является ценным тренингом для его участников (в отношении социальных навыков, учета другого человека), устойчивой эмоциональной базой, на фоне которой возможно формирование гибкой адаптации к окружающей жизни. Этому содействовали выезды на природу, к кому-нибудь в гости, в музей, на концерты и т. д. Сложность ситуации для участников увеличивалась постепенно.
Руководители клуба пришли к выводу, что иногда в реальных жизненных ситуациях, требующих мобилизации душевной и физической, аутичные дети могут проявлять чудеса выдержки и необычайно высокие для них адаптационные возможности.
286