Научение — это обобщенная категория, обозначающая множество процессов, ведущих к изменениям поведения. В общем смысле под научением понимают достижение прогресса путем целенаправленных усилий и упражнения (например, изучение глаголов, обучение чтению, езде на велосипеде и т.д.). Психологическое понятия научения шире: в него входят все более или менее продолжительные изменения поведения, происходящие на основе опыта, упражнения или наблюдения. Научение включает в себя как освоение новых форм поведения, так и изменение репертуара уже имевшихся форм.О научении мы не говорим в тех случаях, когда новое поведение (или изменение прежнего) вызвано:
1) созреванием ф-ции, не зависящим от опыта и упражнения;
2) преходящим психологическим состоянием (утомлением, сенсорной адаптацией, медикаментозным влиянием и т.п.);
3) врожденными тенденциями реагирования (безусловные рефлексы, или инстинктивное поведение).
Особый интерес для психологии научения представляют его виды — классическое обусловливание (И. П. Павлов), оперантное обусловливание (Э. Торндайк), научение на модели (А. Бандура), научение через опосредование (К. Халл).
|
|
Существует множество теорий научения, в каждой из к-ых можно выделить какой-то отдельный аспект изучаемого процесса. Н-р, бихевиористы при исследовании научения в основном опираются на внешне наблюдаемое поведение, к-ое пытаются контролировать различными воздействиями. Этологи больше внимания уделяют научению в естественных условиях и межвидовым различиям при научении. Когнитивные психологи интересуются тем, какие психические структуры форм-ся во время научения. Многие из них пытаются смоделировать процессы научения в виде компьютерных программ, и существует направление, к-ое занимается моделированием процессов научения, называющееся коннекционизмом. Несмотря на многообразие теорий, большинство исследователей соглашается с нек-ми общими положениями, а именно:
1) научение – скачкообразное или постепенное изменение поведения ч-ка. При этом сущ-ет 2 типа временного протекания процесса научения. Такие формы научения, как оперантное или классическое обусловливание, протекают постепенно, а такие формы научения, как импринтинг или инсайт, – моментально;
2) хотя развитие всегда сопровождается научением, изменение поведения в процессе научения не яв-ся непосредственно следствием созревания организма. Проблема научения непосредственно связана с проблемами созревания и развития. У детей сложно отличить рез-т созревания от рез-та научения, поэтому научение исследуют у взрослых;
3) упражнение улучшает процесс научения;
|
|
4) изменение поведения в рез-те употребления психоактивных в-в или при утомлении научением не яв-ся;
5) возможности научения организма обусловлены видовой принадлежностью. Причем последнее положение яв-ся главной заслугой этологов.
В наше время определяют 4 основных вида научения:
1) привыкание. Его суть: в течение небольшого промежутка времени ч-к научается не учитывать или не обращать внимания на повторяющиеся события;
2) классическое обусловливание. Ч-к при этом виде научения научается связывать события одно с другим, если они постоянно следуют друг за другом. В дальнейшем при возникновении одного события ч-к ожидает наступления второго;
3) оперантное обусловливание. Это более высокая форма научения, суть заключается в том, что ч-к начинает вырабатывать новые способы поведения для достижения своих целей;
4) комплексное научение.
Научение по моделям основано на том, что люди, наблюдая за поведением других людей (и за последствиями этого поведения), усваивают это поведение или меняют в направлении поведения модели. В отличие от других форм научения при научении по моделям наблюдатель может довольно быстро научиться подражать и перенять даже очень сложные способы поведения и действия.