Общая характеристика теорий эндогенного направления

Исходя из отношений противопоставленности субъекта и среды, изначально в психологии развития сформировалось 2 направления: эндогенное, где основной движущей силой считается субъект (теории созревания и др.), и э кзогенное, где движущей силой считается среда (бихевиористические теории).

Ранние теории созревания. В качестве одной из первых, исторически ушедших в прошлое, теорий созревания выступает теория Аристотеля, где понятие энтелехии выступает как то внутреннее ядро, к-ое, созревая, определяет развитие ч-ка. Другая известная нам теория созревания — теория Я.А.Коменского: он писал, что ребенку надо предлагать то, к чему он лучше всего расположен. Ребенок — это активная составляющая системы «субъект—среда», а внешняя среда выполняет всего лишь ф-цию подпитки процесса созревания. Третья теория Ж-Ж.Руссо. Ее основная идея: ч-к определяется его природой; от внешней соц. среды зависит, насколько природа сможет развернуться, и тогда воспитание выступает лишь как создание условий. К эндогенным теориям, но уже филогенетического х-ра, можно отнести теорию Ч.Дарвина: в каждом ч-ке есть предзаданность, обусловленная конструкцией, а среда лишь осуществляет отбор.

Теория трех ступеней развития К.Бюлера. В качестве 3 ступеней выступали инстинкт, дрессура, интеллект. По К.Бюлеру, в ходе эволюции поведения в целом отмечается переход удовольствия «с конца на начало». Первый этап (уровень инстинктов) хар-ся тем, что наслаждение наступает в рез-те удовлетворения инстинктивной потребности, т.е. после выполнения действия. На уровне навыков (дрессура) удовольствие переносится на сам процесс совершения действия: появилось понятие «функциональное удовольствие». Но существует еще предвосхищающее удовольствие, к-ое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. По К. Бюлеру, переход удовольствия «с конца на начало» — основная движущая сила развития поведения. Он перенес эту схему на онтогенез.

Ортогенетическая концепция X.Вернера. Ортогенез - теория развития живой природы, согласно к-ой эволюция живой природы происходит в строго определенном направлении, подчиняясь принципу изначальной целесообразности в природе. В развитии имеют место процессы: 1) дифференциация, 2) спецификация, 3) централизация, 4) иерархическая интеграция. X.Вернером был предложен принцип генетической спирали, согласно к-му на каждом новом витке все психические процессы становятся, с одной стороны, более дифференцированными, а с другой — более интегрированными, специфичными.

Теория развития А.Буземана. А.Буземан, характеризуя развитие, выделяет несколько видов изменения: 1) специализация - движение от неопределенного к определенному; 2) дифференциация - движение от неоднородного к однородному; 3) стабилизация - движение от изменчивого к простому; 4) координация - движение от произвольного к постоянному; 5) структурирование как иерархическая организация.

Теория созревания А.Гезелла. А.Гезеллу психология обязана введением метода лонгитюдного (лонгитюдинального), т.е. продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста, к-ый он предлагал называть «биографически-лабораторным». Кроме того, исследуя монозиготных близнецов, он одним из первых ввел в психологию близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением.

Обобщая данные своих наблюдений за 165 детьми, А.Гезелл разработал теорию детского развития, согласно к-ой, начиная с момента развития, через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у детей появляются специфические формы поведения, к-ые последовательно сменяют друг друга.

Нормативный подход Л.Термена. Л.Термен осуществил одно из самых длительных в психологии лонгитюдных исследований - оно продолжалось в течение 50 лет. К сожалению, такая масштабная работа, вопреки ожиданиям, не дала оснований для широких обобщений и серьезных выводов: по мнению Л.Термена, «гений» ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной одаренностью и более высокими достижениями в области образования, чем остальные члены популяции. Вклад А. Гезелла и Л. Термена в детскую психологию, хотя их концепции основывались на роли наследственного фактора в объяснении возрастных изменений, состоит в том, что они положили начало становлению ее как нормативной дисциплины, описывающей достижения ребенка в процессе роста и развития.

Теория конвергенции двух факторов В.Штерна. Спор психологов о том, что предопределяет развитие - наследственность или среда, привел к появлению идеи конвергенции двух факторов. В.Штерн считал, что психическое развитие - это не просто проявление врожденных эндогенных факторов и не простое восприятие внешних воздействий, а рез-т конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. В.Штерн предположил, что наследственные факторы могут разворачиваться только в подходящих условиях среды (или не разворачиваться, если среда неподходящая). Тем не менее В.Штерну принадлежит идея, что главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможностей для разворачивания наследственных факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: