Отход от классического бихевиоризма (теория Р.Сирса)

Р.Сирс изучал отношения детей и родителей. На его труды оказал влияние психоанализ. В активном поведении он выделял действие и соц.взаимодействие. Действие вызывается побуждением. Первоначально все действия связаны с первичными (врожденными) побуждениями. Постоянное подкрепление специфических действий приводит к новым, вторичным побуждениям, к-ые возникают как следствие соц.явлияний. Р. Сирс ввел диадический принцип изучения детского развития: поскольку оно протекает внутри диадической единицы поведения, постольку адаптивное поведение и его подкрепление у индивида должно изучаться с учетом поведения другого, партнера. Р.Сирс рассматривает поведение ч-ка по след. схеме. Первичная потребность вызывает состояние напряжения – мотив, к-ый активизирует поведение, вызывающее определенное состояние среды. Достижение цели снимает напряжения. Впоследствии форм-ся связь между потребностью и поведением. Р.Сирс считал, что развитие ребенка зависит от воспитания, поэтому крайне важно просвещение родителей. В самом развитии Р. Сирс выделяет 3 фазы:

фаза рудиментарного поведения, основанная на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве, в первые месяцы жизни; развитие первичных мотивов (от рождения до 1,6 года), этот период предшествует социализации;

фаза вторичных мотивационных систем, основанная на научении внутри семьи (основная фаза социализации, или первичная социализация — с 1,6 до 5 лет);

фаза вторичных мотивационных систем, основанная на научении вне семьи (вторичная социализация, к-ая выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу — после 5 лет).

По Р.Сирсу центральный компонент научения – это зависимость. Т.к. подкрепление в диадических системах всегда зависит от контактов ч-ка с др.людьми. Зависимость, с позиций бихевиоризма, форм-ся при соблюдении 2 законов — закона ассоциации и закона подкрепления. Подкреплением зависимого поведения служит получение внимания. Ассоциация — это присутствие матери и комфорт ребенка, отсюда только присутствие матери создает комфорт. По Р.Сирсу, должно существовать определенное, заранее предсказуемое взаимоотношение между практикой родительского ухода и зависимым поведением у детей. Соц.среда, в к-ую входит ребенок, оказывает влияние на его развитие. В понятие «соц.среда» он включает: пол ребенка, его положение в семье, счастье его матери, социальную позицию семьи, уровень образования и др. В раннем развитии ребенка проявляется личность матери, ее способность любить, регулировать все «можно» и «нельзя». Способности матери связаны с ее собственной самооценкой, ее оценкой отца, ее отношением к собственной жизни. Высокие показатели по каждому из этих факторов коррелируют с высоким энтузиазмом и теплотой по отношению к ребенку. Наконец, соц.статус матери, ее воспитание, принадлежность к определенной культуре предопределяют практику воспитания. Вероятность развития здорового ребенка выше, если мать довольна своим положением в жизни. Т.О., первая фаза в развитии ребенка связывает биологич.наследственность с его соц.наследием. Эта фаза вводит малыша в соц.среду и составляет основу для расширения его взаимодействия с окр.миром.

Вторая фаза развития длится со второй половины второго года жизни до поступления в школу. По-прежнему первичные потребности остаются мотивом поведения ребенка, но постепенно перестраиваются, превращаясь во вторичные побуждения. Мать продолжает оставаться основным подкрепляющим посредником на ранней стадии этой фазы, наблюдая за поведением ребенка, помогая образованию более зрелых форм поведения. Когда ребенок становится старше, мать видит в зависимости поведение, к-ое надо изменить. Зависимость начинает модифицироваться: знаки любви и внимания становятся менее требовательными, более тонкими и согласуются с возможностями поведения взрослого. Освобождение от зависимости у ребенка начинается с отнятия от груди, приучения к опрятности, воспитания сексуальной скромности. Правильное воспитание предполагает золотую середину. Обобщая рез-ты своих исследований, Р.Сирс выделил 5 форм зависимого поведения. Все они — продукт различного детского опыта, связанного с родительским поведением.

«Поиск негативного отрицательного внимания»: привлечение внимания с помощью ссор, разрыва отношений, неповиновения. Форма — следствие низких требований и недостаточных ограничений по отношению к ребенку.

«Поиск постоянного подтверждения»: извинения, просьбы излишних обещаний или поиск защиты, комфорта, утешения. Форма связана с высокими требованиями достижений со стороны обоих родителей.

«Поиск позитивного внимания»: поиск похвалы, желание включиться в группу благодаря привлекательности или, наоборот, стремление выйти из группы. Это более зрелая форма зависимого поведения, она включает усилия, направленные на получение одобрения от окр.людей.

«Пребывание поблизости»: постоянное присутствие ребенка возле др.ребенка или группы детей (взрослых). Одна из форм незрелого, пассивного проявления в поведении положительной по своему направлению зависимости.

«Прикосновение и удержание»: неагрессивное прикосновение удерживание и обнимание других. Форма незрелого зависимого поведения. Условием ее образования яв-ся атмосфера инфантилизации.

В целом ребенок всегда ведет себя так, как он был воспитан родителями. По Р. Сирсу, развитие — зеркало практики воспитания ребенка и, следовательно, рез-т научения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: