Развитие предметно-практической д-ти в раннем возрасте. Роль орудийных действий в развитии наглядно-действенного мышления

В конце первого года жизни соц.ситуация развития ребенка начинает меняться. Предметная д-ть яв-ся ведущей потому, что именно в ней возникают основные новообразования раннего возраста, главным из к-ых яв-ся речь. В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой д-и. Благодаря развитию предметных действий и речи в процессуальной игре детей появляются игровые замещения, когда новое название знакомых предметов определяет способ их игрового использования. Достижения ребенка в предметной д-ти и признание их со стороны взрослых становятся для него мерой своего Я и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению рез-та, продукта своей д-ти. Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в к-ом выражает себя возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Предметная д-ть определяет развитие практически всех психических процессов и личности ребенка в целом. Вместе с тем сама предметная д-ть существенно преобразуется и развивается на протяжении раннего детства. Интерес к предметам и первые действия с ними возникают уже во второй половине младенческого возраста. Но в 6—7 месяцев это в основном однообразные неспецифические манипуляции, связанные с общим уровнем активности ребенка. К началу 2 года жизни в арсенале ребенка уже имеется достаточное кол-во специфических действий, в к-ых он, подражая взрослому, воспроизводит внешний рисунок движения. Но это еще только воспроизведение специфического движения взрослого, а не собственное предметное, действие ребенка. Перенос действия осуществляется 2 путями: первый — это перенос действия с одного предмета на другой. На основании такого переноса происходит обобщение функции предмета. Второй путь — это перенос действия в другую ситуацию. Благодаря этим двум переносам происходит отрыв действия от единичного предмета и конкретной ситуации. Наряду с игрушками, изображающими предметы, ребенок сталкивается с настоящими вещами, такими например, как ложка, чашка, карандаши, совочки, лопатки и пр. Это предметы-орудия, к-ые имеют в жизни ч-ка строго определенную функцию и пользование к-ми предполагает, в отличие от игрушек, совершенно определенный, жестко фиксированный способ действия. Овладение этими орудийными действиями происходит именно в раннем возрасте и яв-ся важнейшим приобретением этого периода.Четкое различение 2 видов предметных действий - ручных и орудийных— было введено П.Я.Гальпериным. В первом случае предметом действуют так, как самой рукой; предмет становится как бы простым удлинением или просто придатком руки. Во втором - рука подчиняется требованиям орудийных приемов, как бы подстраивается под предмет-орудие. Именно при усвоении орудийных операций ребенок начинает действовать одним предметом для получения другого, использовать специфическое движение не для получения какого-то другого рез-та.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: