Психологические «я» и их маркеры 7 страница

3. — Я как отец тебя воспитаю — ты у меня шелковой будешь, и музыку, и рисование, и танцы освоишь!

4. — С моими детьми всегда начеку надо быть — но в принципе они сами все делают.

5. — (при знакомстве; энергично протягивая руку; с нажимом) Я — Филимон!

6. — (подчиненному) Зачем тебе думать, если у тебя начальник имеется, который все и решит?

7. — Я от него все терплю, не знаю уж, почему — так сложилось с самого начала.

8. — Ну, чтобы какую-нибудь эдакую пакость не придумать — я без этого никак не могу, словно черт какой кусать меня начинает.

9. — Я же никогда на тебя не сержусь, ты же сама это знаешь, Аглая.

10. — Почему меня все всегда мучают?

Конечно, каждая субличность реально использует как янский архетип, так и иньский, но чаще всего одному из них отдает решительное предпочтение, то есть б о льшую часть субличностей можно отнести к иньским или янским, и предъявляя свою субличность, человек часто дает понять, какой именно она является. Хотя, с другой стороны, опыт показывает, что если хотя бы немного поучить свои янские и иньские субличности «нелюбимым» ими модальностям, то эти субличности после первичного шока начинают чувствовать себя в психике и внешнем мире куда увереннее; о способах освоения диадических модальностей см. книгу автора «Грамматика общения».

Упражнение 11. Предъявите в репликах следующие субличности и пять субличностей по своему выбору, подчеркнув, что они у вас являются: а) янскими, и б) иньскими.

1. Хозяйка дома.

2. Владелец ресторана.

3. Секретарша крупного начальника.

4. Фантазер.

5. Любительница мужских ухаживаний.

6. Скептик.

7. Романтический влюбленный.

8. Конкретный ухажер.

9. Девушка на выданье.

10. Крупный начальник.

Пример.

1а). — Заходите, гости мои дорогие, я так всегда рада, когда вы приходите!

1б). — Заходите, гости дорогие, я вас сейчас кормить и развлекать буду — не соскучитесь!

Упражнение 12. Подумайте, какие из ваших субличностей являются иньскими, а какие янскими: а) по вашему ощущению и б) объективно (на взгляд ваших близких родственников или сотрудников).

Каждый человек время от времени оказывается в роли Неудачника, так что соответствующая субличность (хотя бы в случайном или теневом варианте) у него имеется — однако она может быть окрашенной янским или иньским архетипом. Вот типичные примеры ее предъявлений в янском и иньском вариантах:

— Я сглупил — и получил-таки по мозгам! (ян-Неудачник)

— Да, не повезло, как обычно... (инь-Неудачник)

Упражнение 13. Проследите, в каком из двух вариантов — янском или иньском — предъявляет себя обычно ваш Неудачник, а также Неудачники ваших знакомых и сотрудников. Тот же вопрос по отношению к следующим ролям (и пяти ролям по вашему выбору):

1. Счастливчик.

2. Эффективный Работник.

3. Отдыхающий.

4. Больной.

5. Жертва.

Психологический тип субличности. В зависимости от основной акцентуации в рамках Психологического архетипа можно различать четыре вида субличностей: внутренние, внешние, демонстративные и наблюдательные.

Внутренние субличности преимущественно реализуются во внутреннем мире человека. Примеры внутренних субличностей — Фантазер, Мечтатель, Этик, Мыслитель, Философ, Самокритик, Планировщик Далекого Будущего.

Внешние субличности активны преимущественно во время внешней жизни и деятельности человека. Часто внешним субличностям соответствуют социальные роли человека, такие как Отец, Мать, Работник, Помощник, Начальник, Хозяин.

Демонстративные субличности служат преимущественно цели внешнего выражения внутренних состояний человека, его идей, мыслей, эмоций, планов и т. д. Примеры демонстративных ролей — Музыкант, Декламатор, Артист, Душа Общества, Непосредственный Руководитель, Публицист.

Наблюдательные субличности основную роль отводят наблюдению человека за теми или иными внешними процессами и явлениями. Примеры таких субличностей: Зритель, Созерцатель, Свидетель, Фотограф, Репортер, Любопытствующий Путешественник.

Хотя мало какие субличности человека являются целиком внешними (внутренними, демонстративными, наблюдательными), но применительно к любой своей субличности человек чаще всего ставит на одной из этих модальностей сильный акцент, считая ее для данной субличности основополагающей — или выделяет отдельные грани (аспекты) данной субличности, соответствующие психологическим модальностям.

Упражнение 14. Назовите свои внутренне, внешне, демонстративно и наблюдательно акцентированные субличности. Если обнаружилась психологическая модальность, для которой у вас не нашлось ни одной существенной субличности, подумайте еще — найдите хотя бы случайную субличность соответствующей модальности.

Например, если вам кажется, что вы вообще не имеете демонстративных субличностей, вспомните хотя бы отдельные случаи, когда вас спрашивали ваше мнение о чем-либо, и вы его излагали, или ситуации, когда вы рассказывали кому-то о ваших снах или о вашем прошлом.

Упражнение 15. Разберите свои основные субличности по психологическим модальностям. Для каждой базисной субличности постройте иерархию использования для нее психологических модальностей: а) фактическую и б) идеальную (то есть такую, какой она, по вашему мнению, должна бы быть). Подумайте, что вам следует сделать, чтобы сделать (или чему научиться), чтобы перейти от фактического к идеальному варианту.

Пример: психологический анализ субличности «Жена».

Фактически у этой моей субличности наиболее представлена демонстративная модальность, на втором месте внешняя, на третьем — внутренняя, а на четвертом — наблюдательная (почти отсутствует — а чего там в нем наблюдать? — и так все ясно). В идеале же должно быть так: на первом месте — наблюдательная, на втором — внутренняя, на третьем — внешняя, а на четвертом — демонстративная.

Говоря о себе, человек часто обозначает не только свою субличность, но и ее характеристики — в частности, основную психологическую модальность. Попробуем ее определить.

Упражнение 16. Определите психологическую модальность актуальной субличности человека по его реплике. Аналогичное задание для пяти реплик по вашему выбору.

1. — Я не знаю еще, Евстратий, как я к тебе отношусь — мне надо еще многое понять, подумать наедине с самой собой.

2. — Я, пока не человека хорошенько не изучу, выводов о нем стараюсь не делать.

3. — Главное в деле воспитателя — это постоянное, неуклонное внимание за детьми.

4. — Я всегда дома кручусь, верчусь — как белка в колесе, ни присесть, ни отдохнуть, ни подумать не успеваю, ни даже Богу помолиться.

5. — Если я откровенно свое мнение не выскажу — так я же потом болеть буду!

6. — Этически я тебя не одобряю, Евтихий.

7. — Вот начнешь работать, Анфиса, — тогда и поговорим, а пока что не о чем.

8. — Главное — начать, а дальше все само собой идет.

9. — Человек должен быть красивым — а иначе кто тебя всерьез воспримет?

10. — Сила личности — вот фундамент моего успеха.

11. — Я — человек творческий, но практик при этом.

12. — Вот смотрю я на тебя уже год как — а понять все равно не могу.

Субличности: локальный и глобальный взгляды. Есть субличности, которые, актуализируясь, тут же активизируют Локальный архетип, что проявляется в таких качествах, как дотошность, мелочность, въедливость, детальность рассмотрения и осуществления — такие субличности мы будем называть акцентированными локально, или просто локальными. Наоборот, субличности, склонные к обобщающему взгляду, рассмотрению объекта или ситуации в целом, философскому способу мышления и равнодушную к мелочам, мы будем называть акцентированной глобально, или просто глобальной.

Опыт показывает, что разделение на локально и глобально акцентированные субличности проходит у человека весьма ярко, и невротические локальные субличности как правило, резко отвергают для себя глобальную модальность, а невротические глобальные — локальную, то есть относятся к «чистым» типам. С другой стороны, усилия человека «обучить» локальную субличность использованию Глобального архетипа (и наоборот) даю т ей очень много — в частности, она перестает сбегать от Главного микрофона, как только ситуация требует использования избегаемой ею модальности.

Обычно локальная или глобальная акцентуация субличности видна сразу при ее появлении у микрофона:

— Я — твоя мать! Поэтому я обязана знать, где ты был сегодня вечером — отвечай, Иннокентий! (локальная акцентуация)

— Я — турист. Котелок, ложка, спички у меня всегда с собой, если только на природе оказываюсь. (локальная акцентуация)

— Вы мне прямо скажите, Никанор Спиридонович: я как подчиненный вас устраиваю? Не по мелочам, а в целом: да или нет? (глобальная акцентуация)

— Я как отец устал от вас, дети. Утомлен, раздражен, но все равно всех люблю, конечно. (глобальная акцентуация)

Упражнение 17. Попытайтесь определить акцентуацию субличности — локальную или глобальную — по ее самопредъявлению.

1. — Я уж если за тебя возьмусь — так не слезу, пока последней крошки не уберешь!

2. — Я — путешественник, и в моем деле главное — тщательная подробная подготовка, от обуви до веревки.

3. — Я учительствую уже двадцать лет, и скажу одно: детей надо любить, а остальное все приложится, если пламень в сердце горит!

4. — В поэтическом моем ремесле рифмы, размер — третьестепенной важности, а главное — чтобы муза прилетала.

5. — В моем деле, писательском, мелочей нет, и окончательная отделка произведения никогда не кончается. Даже запятая, не там стоящая, имеет первостепенной значение, сударь ты мой!

Упражнение 18. Определите локальную или глобальную акцентуацию своих субличностей. Подумайте, какие из них страдают от недостаточного владения «нелюбимой» модальностью.

У многих людей сильные негативные эмоции вызываются либо локальными, либо глобальными «раздражителями», а на факторы противоположной модальности человек негативной эмоциональной реакции почти не возникает.

Упражнение 19. Исследуйте, справедливо ли последнее правило для вас? Для ваших близких?

Диалектические модальности. По идее (казалось бы) каждая субличность должна владеть всеми тремя диалектическими модальностями, то есть творением, осуществлением и растворением. Реально, однако, это чаще всего не так, и у каждой субличности есть базисная (опорная) диалектическая модальность и избегаемая (нелюбимая) диалектическая модальность. У невротических субличностей избегаемая модальность обычно отрицается категорически (хотя при этом у одного и того же человека разные субличности могут иметь разные избегаемые диалектические модальности).

Субличности, обладающие базисной творительной модальностью, то есть творительно акцентированные, обычно яркие, импульсивные, легкомысленные, долго не думающие. Для них при появлении у микрофона характерно минимальное самопредъявление или отсутствие такового. В своих речах такие субличности больше внимания обращают на экспрессию, чем на логику. Ниже приведены примеры реплик, принадлежащих творительно акцентированным субличностям:

— (бросаясь к детям, сжимает их в объятиях; пылко) Деточки мои! Родненькие! Исхудали! Загорели! Ягодки мои любимые!

— (по телефону) Алло! Угадай, кто?! А... (злорадно) Не догадываешься? (сладко) А хочешь, я тебе напомню мои поцелуи?.. Как меня обнимал и на руках носил?.. (гневно) Змей коварный!

Субличности, у которых акцентирована осуществительная модальность, склонны вести себя у микрофона так, словно это, и вообще их деятельность в целом — самое естественное дело на свете, так оно всегда было и будет. Эти субличности поддерживают имеющуюся реальность, и она (и они сами по себе) представляются незыблемыми. Здесь пафос — это продолжение того, что было раньше, примерно в том же русле, возможно, с небольшими вариациями. Деятельность осуществительно акцентированной субличности регулируют (в основном) известные ей и не меняющиеся со временем законы. Далее приведены примеры реплик осуществительно акцентированных субличностей:

— Да что ты волнуешься, Никандр? Разбужу я тебя утром, накормлю, провожу — как всегда.

— Ничего нового я тебе не скажу, дорогой Пантелей: просто люблю.

Субличности с базисной растворительной модальностью бывают нескольких видов, из которых наиболее распространены два: это субличности, в чьих проявлениях постоянно звучит обличающе-критически-пессимистическое начало, и субличности, которым свойственен отвлеченно-философский взгляд на вещи. Ниже приведены примеры проявлений растворительно акцентированных субличностей:

— (уныло) Зачем ты все это мне говоришь, Инезилья? Все равно ничего у нас с тобой не получится...

— Ты почему опять неумытый, Донат? И не стригся уже Бог знает сколько? И уроки, я думаю, сегодня прогулял — иначе бы почему у тебя (подозрительно) вид такой жизнерадостный?

— Все это интересно... могло бы быть, с некоторой абстрактной точки зрения.

— Да ничего страшного, Бог тебя прости, поскольку миром правят Любовь и Красота.

Упражнение 20. Попытайтесь определить диалектический тип субличности по ее самопредъявлению.

1. — Я — Трофим, человек рабочий.

2. — Я, если меня прижмет, всегда что-нибудь выдумаю.

3. — Когда любовь ко мне приходит, мне весь мир улыбается, а я гляжу на него как будто из заоблачной выси.

4. — Меня любовь с первого взгляда не посещала — зато принцип «стерпится — слюбится» более, чем понятен.

5. — Я — политик, и на мир вынужден смотреть философски, а на людей — как на малых детей.

Упражнение 21. Определите диалектический тип своих основных субличностей, то есть их базисные и избегаемые диалектические модальности.

Устойчивые сюжеты и игры у микрофона. В жизни каждого человека можно уловить неслучайность последовательности появления у микрофона его субличностей; нередко, увидев там одну, можно заподозрить, какая (какие) выйдут за ней следом. Для любого устойчивого, регулярно повторяющегося в жизни человека сюжета характерна совершенно определенная закономерность активизации его субличностей, как управляющих, так и служебных, и сбой в привычной последовательности выхода к Главному и дополнительным микрофонам определенных субличностей воспринимается человеком как форс-мажорная ситуация, нередко ведущая к стрессу и как правило — к деградации поведения, то есть актуализации примитивных субличностей (типа Грубого Хама, Жалкой Нищенки, Откровенного Эгоиста и т. д.; такие субличности, не слишком почитаемые в обществе, самим человеком в глубине души нередко рассматриваются как надежные и эффективно справляющиеся с жизненными трудностями).

Много примеров таких циклически повторяющихся в жизни человека смен актуальных субличностей в рамках определенного сюжета приведено в книге Э. Берна «Люди, которые играют в игры». Однако и не обращаясь к специальной психологической литературе, а просто наблюдая себя и жизнь вокруг, можно подметить весьма интересные регулярно повторяющиеся смены актуальных субличностей, и обнаружить, как они друг другу помогают, или соперничают, или «подставляют», помещая человека порой в очень неприятное для него положение, при этом активно пользуясь своим теневым положением или невнимательным отношением человека к своем Главному и дополнительным микрофонам. Имеющий уши да слышит, имеющий глаза пусть смотрит, владеющий носом — принюхивается, обладающий кожей — осязает, а владелец внутреннего мира пусть наречет свои субличности и повнимательнее смотрит за тем, что они вытворяют на сцене соборного «я».

Упражнение 22. В следующих монологах и нескольких небольших монологах по своему выбору укажите моменты смены актуальных субличностей и назовите их.

1. Мать обращается к своему десятилетнему сыну.

— Анемподист, ты уже почти взрослый человек, постарайся меня понять. (внезапно всхлипывает, обращая глаза в небо) Господи, помоги мне! (переводит глаза на сына; жалобно) Умоляю тебя: не дерись в школе. (собирается с мыслями; спокойно) Давай поговорим просто как друзья: ну зачем тебе с ними драться, тем более что они же тебе и подсказывают, и списывать дают. Ты же сильный, и всех их выше. (взор затуманивается; томно) Еще через пару лет и вовсе девки проходу не дадут — такой-то красавчик! (гневно) Ну, я им, заразам, тогда покажу, как моего драгоценного обольщать! (вздрагивает, приходит в себя) Ну, это еще впереди, а пока что еще учиться надо, добросовестно, иначе как в институт попадешь и удержишься в нем — ой!

2. Директор завода обращается к сотрудникам на общем собрании.

— (официально) Здравствуйте, дорогие товарищи! По поручению нашего министра и от себя лично поздравляю вас с днем металлурга. (вздыхает) Работа наша, что и говорить нелегкая, и в ней больше суровых будней, чем праздников. Три аварии за год — это вам не фунт изюму! (пауза) (светлеет лицом) Но и праздники ведь тоже случаются! Вот, наградили наш завод орденом Трудового Красного Знамени, в связи с 50-летием! (пауза) И о здоровье наших рабочих, мастеров, инженеров, и об их семьях мы очень даже заботимся — работает детский сад, пансионат, планируем открыть ясли и отремонтировать общежитие. (пауза; гневно) Но с прогулами и пьянством на рабочих местах надо кончать, и здесь, я думаю, потребуются жесткие меры — но мы не остановимся на полпути.

Упражнение 23. Последите за сменой своих субличностей у Главного микрофона: обнаружите ли вы здесь закономерности? Какая субличность имеет склонность актуализироваться вслед за одной и той же? На какие свои субличности вы в самом деле можете положиться в трудных случаях? Какими базисными качествами эти субличности обладают?

Подумайте также, какие ваши субличности для вас наиболее ценны (пусть даже они пока не являются основными) и в каких ситуациях и вслед за какими субличностями они склонны актуализироваться? Что вы должны сделать чтобы эти субличности смогли занять в вашем соборном «я» соответствующее себе место? Какие качества этих субличностей следует для этого развить?

Упражнение 24. Переведите на язык субличностей следующие вопросы и после этого попытайтесь на них ответить.

Какие ваши черты характера и поступки вы относите к высшим, а какие — к низшим проявлениям вашей натуры? Занимаетесь ли вы в жизни тем, чем в самом деле хотели бы? В том стиле и тех обстоятельствах, которые для этого подходят? Если в чем-то нет, то в чем именно, и каковы препятствия для достижения этой цели? Является ли движение вверх — в каком-нибудь смысле этого слова — для вас ценностью? Если да, то что вы делаете для этого? Каковы на этом пути препятствия и благоприятные обстоятельства?

Сила личности. Читатель, особенно попытавшийся выполнить упражнения предыдущего пункта, вероятно, оценил всю сложность игры у микрофонов, которая идет среди его субличностей. От того, насколько культурно идет эта игра, в какой мере субличности кооперируются, объединяясь вокруг общей цели, или, наоборот, активно мешают друг другу, откровенно враждуют или ставят друг другу подножки исподтишка, зависит уровень интегрированности соборное «я» человека и, в конечном счете, сила его личности, способность проводить сложные тонкие, порой весьма драматичные и трудоемкие программы, соответствующие его жизненной миссии. Анализ отношений, складывающихся между субличностями, позволяет ответить на очень трудные вопросы, например, на такой: «Почему многие люди, обладая недюжинными талантами, усердием и безусловной силой «я», тем не менее не могут найти себе места в жизни и хоть сколько-нибудь адекватно реализоваться?» Обстоятельство, ключевое для ответа на этот вопрос, состоит в том, что для успешной самореализации человеку необходимы не только и не столько различные таланты, выражающиеся в даровитых и ярких субличностях, сколько «царь в голове», то есть умение согласовывать свои субличности в ежедневной жизни, направляя их энергию если не в одну точку, то хотя бы приблизительно в одну сторону. Идея организовать хаос, вычленяя в нем различные аспекты и укрощая их по отдельности, обречена на провал. Реально для этого необходима общая идея, пусть даже вначале несколько абстрактная, которая должна охватить хаос в целом и создать в нем нечто вроде магнитного поля, которое согласованно сориентирует многие «разношерстные» его частицы.

Эта общая идея, которая в случае психики человека называется его жизненной миссией и содержится в атманическом теле, может осознаваться человеком в очень малой степени (или не осознаваться вообще), но если она достаточно активна, то подчиняет своему общему руководству все его субличности (в том числе и теневые), и человек в целом оказывается «равным самому себе», в частности, не размазанным по нескольким ступеням эволюционной лестницы, не склонным к мощным внутренним конфликтам и внешней непоследовательности, ломающей его основные жизненные сюжеты. При этом он может не обладать никакими особыми талантами и специфическими личными особенностями — но и не обладая сильными субличностями, он порой достигнет в жизни гораздо больше, чем его яркий, но плохо интегрированный собрат. Однако для души на ее длинном пути странствий и воплощений интегрированность человека в данной жизни — момент совершенно необязательный, и непосредственно полученный разношерстными не интегрированными субличностями опыт может быть для нее важнее интеграции, которая вполне может быть запланирована на следующее воплощение.

Впрочем, последнее соображение может оказаться плохим утешением как для человека, так и для его близких, которые с болью в сердце наблюдают внешнюю и внутреннюю борьбу его субличностей, не приводящую к сколько-нибудь конструктивному исходу.

Что же делать такому внутренне конфликтному человеку, может ли он помочь сам себе, и могут ли это сделать близкие ему люди? Можно прыгнуть выше себя в физическом смысле, как это сделал в свое время рекордсмен мира по прыжкам в высоту Валерий Брумель, но никто не может прыгнуть выше своего атманического тела. Однако со своим атманическим телом самим по себе вполне можно работать, очищая и удобряя его почву, на которой растет цветок жизненной миссии человека, и этот цветок при изменении атманической почвы меняется вместе с ней — хотя как именно, предсказать очень сложно. Но, согласуя свои основные субличности друг с другом, осознавая их (то есть выводя из тени) и приучая взаимодействовать друг с другом по принципу взаимной вежливости, человек совершает очень важную буддхиальную работу, которая ведет к очищению и удобрению атманической почвы — не только у него лично, но и в мире в целом. И даже если этот труд не приведет к существенной интеграции его личности и осознанию своей миссии, он не пропадет зря.

Сила субличности. Теперь автор может обратиться к теме силы субличности — в надежде, что читатель не станет заниматься усилением своих субличностей независимо друг от друга (чт о является большим соблазном для людей манипурного уровня), но параллельно обратит пристальное внимание на их взаимодействие друг с другом.

Можно выделить несколько источников силы субличности; мы рассмотрим их последовательно.

а) Внутреннее (оно же высшее) «я» — это основной источник силы любой субличности данного человека. Внутреннее «я» создает эту субличность как элемент психики человека и пока субличность нужна, ее поддерживает; без помощи внутреннего «я» субличность погибает или становится психическим автоматом, чем-то вроде зомби.

Поддержка внутреннего «я» переживается субличностью как мандат на право бытия в психике и как неисчерпаемая способность к саморазвитию, а также как владение априорными правами на самопроявление и авторизацию — в определенных обстоятельствах. Иными словами, субличность, поддержанная внутренним «я», ощущает себя в психике человека как «своя», в чем-то ему необходимая и обладающая своими неотъемлемыми правами; однако в чем она необходима и какие именно у нее права, выясняется лишь по ходу жизни человека.

Упражнение 25. Подумайте, какие ваши субличности имеют поддержку вашего внутреннего «я», и когда, как и в чем эта поддержка выражается.

б) Архетипическая субличность. Каждая субличность данного человека может быть рассмотрена как одно из проявлений соответствующей архетипической субличности, свойственной человеческому роду в целом, или Адаму Кадмону (так называется архетип человека в каббалистической традиции; Кадмон означает «первозданный»). При этом соответствующая архетипическая субличность может браться на различном уровне высоты — от высшего (тончайшего) до достаточно плотного.

Рассмотрим, например, субличность Матери у реальной молодой женщины, растящих своих (пока небольших) детей в своей семье, которая находится в определенном городе, стране, на планете Земля, в Солнечной системе, Галактике, Метагалактике, Космосе. Самые близкие, и самые плотные (ощутимые) архетипы Матери поставят молодой женщине ее род и род ее мужа. Собственная мама и свекровь делятся с невестой, молодой женой, а затем молодой матерью разнообразными советами по домоустройству, уходу за мужем и детьми, тем самым настраивая нашу героиню на архетип Матери так, как он существует в ее роде одной и роде ее мужа. Кроме этого, будущая мать становится на учет в женской консультации, получая там настройку на архетип Матери из городского и национального медицинских эгрегоров. Кроме того, она читает (теперь уже очень восприимчивыми глазами) специальную и художественную литературу, посвященную рождению и воспитанию детей, с новым чувством взирает на иконы Богоматери и, возможно, поднимается до архетипов Кибелы, Великой Богини-Матери и Иньского архетипа как универсального философского принципа. И все без исключения перечисленные архетипы, включаясь, реально помогают формированию субличности Матери у молодой женщины — в той мере, в которой она на эти архетипы настраивается и ориентируется.

Упражнение 26. Определите архетипическую субличность, на которую опирается актуальная субличность человека, по его высказываниям. Приведите свои примеры.

1. — Я ревнива — как все женщины моего рода.

2. — Ну, пью, бывает, по праздникам, или с тоски в запой ухожу — как деды наши пили, и прадеды, от царя Гороха начиная.

3. — Я люблю своих детей, какими бы они ни были, как у древних греков Мать-Земля Гея любит все свои порождения, даже самых монстров и чудовищ.

4. — Если меня по-настоящему разозлить (а это трудно), я делаюсь свирепым, как дракон, как волк, как тигр, как звероящер!

5. — Я не просто исполнитель — я Наполеон в своей исполнительности!

6. — Я — поэт, поэт от Бога!

7. — Я — не то, что настоящая красавица, но, как говорится на любителя... одним словом — Софи Лорен для бедных.

в) Аналогичная субличность другого человека. Более плотную, чем от своего архетипа, поддержку субличность человека может получить от аналогичной субличности другого человека — так молодая мать учится у своих подруг с чуть более взрослыми детьми. Этот способ, однако, чреват негативными побочными эффектами, так как «соседняя» субличность, будучи хорошо адаптирована к психике своего хозяина, то есть соседа, может плохо уживаться с остальными субличностями человека, иметь других помощников и слуг, иные модальные предпочтения и т. д. Тем не менее, прямой перенос с партнера или знакомого — распространенный способ усиления собственных субличностей, особенно в наше время, когда прямое поклонение различным божествам (архетипам) не в моде, и наиболее естественным и общепринятым является как раз рассматриваемый в этом пункте «горизонтальный» метод энергетической и информационной поддержки субличности — в отличие от «вертикального» метода, описанного выше в п.п. а) и б). Комбинированным (горизонтально-вертикальным) способом оформления и усиления субличности является общепринятое в нашей культуре равнение на героев популярных кинофильмов, сериалом, рок-звезд — они, становясь культовыми фигурами, несут в себе черты как обычных людей, так и богов (архетипов).

Упражнение 27. Вспомните, какие ваши друзья, знакомые и родственники послужили вам примерами для формирования ваших основных субличностей. Брали ли вы пример с киногероев, персонажей любимых книг? Было ли это заимствование «горизонтальным», то есть своего рода обменом между почти равными, или же вы возносили ваш образец на архетипическую высоту, превращая его в сказочного исполина, античного бога и т. п.?

Упражнение 28. Определите способ «заимствования» чужой субличности (вертикальный, горизонтальный, смешанный) по следующим признаниям человека. Назовите имя собственной субличности.

1. — Тетя Фира в детстве мне была образцом, и как она ходила, разговаривала с нами, детьми, как варила борщ, пекла пироги и мыла посуду — вот ровно так и я потом всегда старалась делать.

2. — Мой идеал мужчины — Джон Вейсмюллер в фильме «Тарзан», и на него я во всем и равнялся: и в развороте плеч, и в мужественном выражении лица, и в независимости и свободе.

3. — Когда я хочу понравиться мужчине, я складываю губы как моя подружка Эля — признанная красавица, между прочим, и опускаю ресницы, точно как она, и на него то и дело посматриваю, и коленками слегка шевелю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: