Экономические последствия монополистической конкуренции

Вопрос об эффективности монополистической конкуренции является спорным. Неэффективность механизма монополистической конкуренции связана, во-первых, с равновесной ценой, которая на рынке монопольной конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Во-вторых, фактический объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки. В условиях монополистической конкуренции кривая спроса имеет наклон вниз, поэтому точка нулевой прибыли оказывается левее точки минимальных средних издержек. Эти резервные производственные мощности неэффективны, так как средние издержки могут быть сокращены, если будет действовать меньшее число фирм. Указанные причины уменьшают благосостояние потребителей. Однако против нежелательности монополистической конкуренции есть два аргумента. На большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть невелика. Как правило, конкурирует достаточное число фирм, фирменные марки товаров которых взаимозаменяемы. Следовательно, чистые убытки от монопольной власти также невелики. Во-вторых, неэффективность рыночного механизма компенсируется за счет широкого ассортимента товаров.

Учитывая то, что на рынках с монополистической конкуренцией каждая из множества мелких фирм производит товар, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Производители обладают некоторым контролем над ценой своих товаров. В долгосрочном периоде на рынке устанавливается равновесие и фирмы получают нулевую прибыль. Монополистически конкурентные фирмы оперируют с избыточными мощностями. Положительной чертой монополистической конкуренции является то, что благодаря ей более полно удовлетворяются дифференцированные потребности людей. Кроме этого, наблюдаются еще дополнительные последствия подобного рынка:

1) он направлен на удовлетворение многообразных индивидуальных запросов и предлагает большой ассортимент товаров;

2) постоянная погоня за улучшением качества товара не только способствует удовлетворению существующих потребностей, но и формирует новый товар, а вместе с ним появляется и новая потребность;

3) сохранение угрозы конкуренции в долговременном периоде не позволяет фирме почивать на лаврах: совершенствование производства требует приложения определенных усилий, что способствует экономическому развитию.[5]

Однако такой рынок с точки зрения общества имеет определенные слабости:

- учитывая то, что равновесная цена монополистического конкурента включает монополистическую прибыль, она выше, чем у совершенного конкурента, но ниже, чем у чистого монополиста, не знающего конкурентов;

- возможность получения монопольной прибыли приводит к тому, что производитель не всегда стремится сокращать издержки на единицу продукции, поэтому такой рынок не нацеливается на максимум производственной эффективности. Кроме того, такой рынок может формировать неполную загруженность мощностей, так как производитель выбирает ориентацию на эксклюзив, т.е. на ограниченное количество покупателей. В результате производственная структура не обеспечивает оптимальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: