Психическое и личностное развитие младшего школьника.
Кризис семи лет.
В отечественной психологии существует, по крайней мере, два подхода к определению границ и причин возникновения кризиса семи лет.
В первом подходе возникновение кризиса наблюдается после поступления ребенка в школу и является следствием новой ситуации развития и занятием новой деятельностью. Следовательно, кризис возникает в семь календарных лет, когда ребенок идет в школу.
Во втором подходе возникновения этого возрастного кризиса обусловлено несоответствием внутренних возрастных потребностей и наличием ситуации развития. В данном подходе кризис семи лет может возникнуть независимо от того, когда ребенок пошел в школу в шест или семь календарных лет, и может сместиться к шести или восьми годам и определяется он временем проявления возрастных потребностей и удовлетворения их в определенной деятельности.
В основе кризиса семи лет лежит симптом, который Л.С. Выготский обозначил, как «симптом потери непосредственности». Он заключается в том, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новая ситуация - прогнозирование последствий своей действий. Иначе говоря, у ребенка отчетливо проявляется эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Ребенок в этом состоянии утрачивает ту непосредственность, спонтанность, непроизвольность, которые были ему присущи в дошкольном возрасте. В качестве симптомов кризиса семи лет выделяют потеря непосредственности, манерничанье, сосредоточенность на себе.
|
|
Основной вывод, который следует сделать, анализируя переживания ребенком кризиса, сводится к тому, что он готов к усвоению новых требований и что существующая система отношений его не совсем устраивает.