Вина является сложным психологическим феноменом, тесно связанным с таким моральным качеством, как совесть.
Совести посвятили многие страницы философы, поскольку она является категорией этики. В ней она характеризуется как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить оценку совершаемых поступков. Таким образом, совесть в этике выступает как выражение нравственного самосознания личности, как внутренний судья.
А. Г. Ковалев (1970) рассматривает совесть как эмоционально-оценочное отношение личности к собственным поступкам.
К. К. Платонов (1984): это «понятие морального сознания, убежденность в том, что есть добро и зло, сознание и ответственность человека за свое поведение». Таким образом, совесть - моральный цензор, нравственное качество, являющееся основой для возникновения эмоциональных переживаний вины или гордости за свое поведение.
О наличии у человека совести судят по вине и поэтому воспитание совестливости состоит не только в разъяснении нравственных принципов и их интериоризации ребенком, но и в пробуждении эмоции вины. Однако излишняя совестливость способствует формированию ригидной, мучимой эмоцией вины личности.
|
|
Д. Ангер (1962) рассматривает вину как двухкомпонентную эмоцию.
вербально-оценочная реакция человека («Я не должен был делать этого!») | вегетативно-висцеральная реакция |
Раскаяние. В ее основе лежит негативное отношение к себе, самообвинение, связанное с осознанием либо совершенного проступка, либо нарушения собственных моральных принципов. | Признание своей провинности («неправильного» поступка), неправоты или предательства своих убеждений - угрызения совести, сожаление о совершенном, неловкость (стыд) перед тем, кого обидел, страх потерять дорогого человека и печаль по этому поводу |
Возможно и раскаяние без эмоциональной реакции, чисто формальное, внешнее, неискреннее, вошедшее в привычку или как рассудочный вывод. Так, дети часто раскаиваются, но не исправляются.
О. Маурер (1961) отождествляет вину со страхом перед наказанием.
McKennan, 1938; Miller, Swanson, 1956, и др. показали, что боязнь потерять любовь родителей чаще всего приводит к раскаянию, угрызению совести, тревоге, т.е. к переживанию вины – страх наказания здесь не при чем. Переживание вины повышает готовность человека идти на уступки. С другой стороны переживание вины может заставить человека желать наказания (в некоторых религиях осознание вины перед богом приводит к физическому самоистязанию).
Различия между виной и стыдом.
|
|
Вина | Стыд |
Вина не зависит от реального или предполагаемого отношения окружающих к проступку. Переживание вины вызывается самоосуждением, сопровождается раскаянием и снижением самооценки. | Причиной для переживания стыда могут стать поступки, не вступающие в противоречие с моральными, этическими и религиозными нормами. В основе стыда лежит осуждение, идущее извне, причем оно может быть как реальным, так и воображаемым. |
эмоция вины вызывает обсессивно-компульсивный невроз и паранойю | эмоция стыда играет существенную роль в развитии депрессивных заболеваний |
вина стимулирует мыслительные процессы, связанные, как правило, с осознанием провинности и с перебором возможностей для исправления ситуации | стыд временно затуманивает рассудок |