Тактика любого пред-тия сводится к ценообраз-нию. Сущ-ет 6 этапов установления фирмой исходной цены на товар: 1) постановка задач ценообраз-я; 2) определение спроса; 3) оценка издержек; 4) анализ цен конкур-тов; 5) выбор метода ценообраз-я; 6) устан-ние оконч-ной цены.
Для принятия ценовых и прочих фин-вых решений пр-тию необходима инф-ция о спросе на его товар (услуги).
Важнейшими инструментами маркетинговых исслед-ний являются кривые спроса и предложения. Оптимальный вариант – равенство величин спрса и предлож-я. Точка равновесия спроса и предложения соотв-ет равновесной цене. Равновесная цена рационализирует спрос пок-ля, передавая ему инф-цию о том, на какой объём потребления данного товара она может рассчитывать; подсказывает производителю какое кол-во товара ему следует изготовить и доставить на рынок. Т.о. равновесная цена служит для автоматического регулирования произв-ва.
Наибольшую прибыль м. получить в случае равенства или хотя бы макс-го сближения пред-ной выручки с пред-ными издержками. Именно это рав-во определяет равновесную цену и оптим-ный объём произ-ва, обеспечивающие макс. прибыль.
|
|
На пр-тии выд-ют 2 этапа процесса ценообраз-я:
1эт. Опред-е базовой цены, т.е. цены без скидок, наценок, транс-ных, страховых, сервисных компонентов и др.;
2эт. Опреде-е цены с учетом компонентов, скидок, наценок и проч.
Сущ-ет 3 метода ценообразов:
1. Метод удельной цены – заключ в определ цены на основе расчета ст-ти един основн параметра кач-ва
Цн=Цб*Пн/Пб
2. бальный метод основан на экспертных оценках значим определ сов-ти праметров кач-ва издел для потребит
Цн= Цб/Бб*Бн
3.метод основанный на регресс анализе.
Т.о. с помощью параметрич-х методов можно определить не тольео уровень цены на нов пр-ю,но и оценить конкур-ть изделий.
Ценовая политика взаимодействует с ассортим полит предпр. В ассортм полит следует учитывать след:
1. различн эласт спроса предопредел различные типы поведен покупат при измен цены на тов, раб, услуги
2. фин цели предпр на различн этапах жизнен цикла тов различны:
-на этапе разраб нвого тов предпр заботится о поддерж своей безубыт в целом.
- на этапах вывед тов на рынок и рсота объемов продаж главной финн целью предпр становится увелич приб
- на этапе зрелости тов предпр поддержив достат массы приб за счет сокращ затрат в основном пост, свол снижается
- на этапе насыщ рынка и упадка спроса для поддерж приб-ти треб более значит сокращ затр
3. определ ассортим стр-ру пр-ва не следует класть все яица в одну корзину
4. ели искл тов из ассортим, то те что приносят малую долю выручки.
Для успешного продв-я новых изделий и услуг на рынке выд-ют 6 осн-х видов цен:
|
|
1. “Снятие сливок” на рынке - установление с самого начала высокой цены на него.
2. Цена за внедрение продукта на рынок – устан-ние значит-но более низкой цены, чем имеется на рынке на аналогичные товары.
3. “Психологическая” цена – уст-тся чуть нюке какой-нибудь круглой суммы 999,99.
4. Цена лидера на рынке или в отрасли – уст-ся в соответствии с ценой, предлагаемой главным конкурентом на рынке.
5. Цена с возмещением издержек производства - определение цен на новую пр-цию с учетом факт-х издержек ее произв-ва и средней нормы прибыли на рынке или в отрасли.
6. Престижная цена - цена на изделия очень высокого качества, обладающие какими-то особыми свойствами.
При помощи маркетинга руководству пред-тия предстоит сделать выбор, какому из этих видов отдать предпочтение. Выбор зависит от многих факторов: доля рынка сбыта, контролируемую данным пред-тием, скорость внедрения на рынок нового изделия, период окупаемости капитальных вложений, жесткость конкуренции на рынке и т. п.
Для уже сформировавшегося рынка сбыта и реализуемых здесь относительно продолж-е время товаров и услуг можно выделить 8 осн-х видов цен:
1. Скользящая падающая цена на изделия и услуги –уст-ся в зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка.
2. Долговременная цена - слабо подверженная изменениям на протяжении длит-го периода времени.
3. Цена потребительского сегмента рынка - цена на примерно одни и те же виды изделий и услуг, реализуемые разным группам потребителей.
4. Эластичная (гибкая) цена - быстро реагирующая на изменение соотношения спроса и предложения на рынке.
5. Преимущественная цена – предусм-щая опред-ное понижение цен на свои изделия пред-тием, к-рое занимает доминирующие позиции на рынке и м. обеспечить значит-е снижение издержек произв-ва за счет увелич-я объемов сбыта и экономии на расходах по реализации пр-ции.
6. Цена на изделие, уже снятое с производства выпуск которого прекращен.
7. Цена, устанавливаемая ниже, чем у большинства фирм на рынке.
8. Договорная цена - устанавливаемая на специально выделенные виды изделий или на опред-ные группы изделий, гарантирующая скидку.