Общие положения Закята с имущества, регулируются совокупностью определенных норм, принятых и сформулированных на базе принципов исламского права и правосознания

Вот наиболее значимые из этих норм:

v Закят - это обязательное предписание наравне с Намазом, которое приводится вместе с ним в более чем 83 местах Священного Корана.

Посланник Аллаха говорит: «Ислам основан на пяти столпах: свидетельствования, что нет бога, кроме Аллаха и Мухаммед его посланник; совершение молитвы (намаза); исполнения закята; соблюдение поста; совершение хаджа, если ему позволяют возможности». Согласованный.

v Закят – вид поклонение, проявляющийся в виде уплаты (в пользу бедных) части своего имущества, с которым мусульманин ищет себе благосклонность Аллаха и изъявляет Ему свое восхваление за Его щедрость и пропитание. И поэтому, выплачивая Закят, следует воспроизвести чистое намерение и уплатить Закят с выражением искренней покорности Аллаху.

v Закят – это извлечение и выплата определенной части с определенного вида имущества.

Всевышний Аллах говорит: «и тех, в имуществе которых есть доля. Для просящего и бедного». Мааридж: 24,25.

И поэтому, Закят не является милостыней, подачкой или любезностью со стороны богатых по отношению к бедным.

Ученые-правоведы в понятной форме установили обобщенные юридические принципы и определенные правовые рамки, четко формирующие порядок и систему правильной и квалифицированной выплаты Закята.

v Закят – ежегодно обязательное предписание, выплата которого осуществляется по истечению годичного срока, т.е. раз на конец каждого года, за исключением Закята с сельскохозяйственной продукции (урожая посевных и фруктов) и найденного клада, драгоценных металлов и камней.

v Закят имеет конкретные категории объектов, – по которым следует его распределять, раздавать и расходовать, - которые получили свое нормативное закрепления в словах Аллаха: «Поистине, Садака (закят) только для бедных, нуждающихся и тех, кто этим занят, и тех, чьи сердца надо привлечь, и для освобождения рабов и должников, и для дела Аллаха, и для путников. Так велик Аллах, а Аллах – всезнающий, мудрый». Сура Ат-Тавба: 60.

v Закят – безотлагательное предписание, которое не подлежит откладыванию или отсрочиванию. Так как Закят это долг мусульманина пред Аллахом, и если даже он умрет, не выплатив его в срок, необходимо чтобы его наследники (до его погребения) погасили Закят за счет его наследства, перед тем, как оно будет распределено между наследниками.

v Закят – не имеет двойного действия (силы), т.е. не выплачивается дважды за один год (или срок) с одного и того же имущества.

v Недопустимы ухищрения или уловки, пытаясь избежать выплаты Закята. Потому что Закят, в первую очередь, вид поклонения, необходимым элементом которого является чистое намерение и неподдельная преданность.

Посланник Аллахасказал: «Кто выплатит его в надежде на воздаяние, тот будет вознагражден Аллахом, а кто откажется от его выплаты, не желая поступиться своим имуществом, с того мы взыщем причитающийся с него закят и половину (или часть) его имущества в придачу, - во славу и во имя исполнения воли Аллаха. И ничто из Закята не полагается Мухаммаду и Его семье».

Передал Ахмад.

(1 – 4) – Осознания важности выплаты Закята.

Аллах предписал Закят в виде обязательного поклонения. Поэтому Посланник Аллаха считал своим обязательным долгом доведения до сознания людей и внедрения в личную жизнь каждого мусульманина принципов обязательного Закята. Он вдохнул жизнь в исполнения духа и буквы этих предписаний, будучи убежденным, что выплата Закята является необходимым и полезным делом каждому отдельному человеку, целому обществу и всей исламской умме.

В следующих пунктах мы постараемся показать насколько Закят необходим людям:

v Закят – проявления покорности и признательности Аллаху за Его дарования и щедрость.

v Закят – средство исцеления сердец от недугов алчности и эгоистичного следования за земными благами, также как он является, как мы уже говорили, одним из способов очищения души от плотских влечений.

v Закят – предупреждает скупость, алчность и ненависть.

v Закят – испытывает мусульманина в самопожертвовании и пожертвовании своего имущества во имя Аллаха.

v Закят – обеспечивает социальную солидарность и отгораживает общество от нравственного, социального, экономического и политического разложения.

v Закят – ускоряет экономический рост.

v Закят – гарантирует политическую стабильность и достойное существование мусульманам.

Уклонение от исполнения предписания Закята чревато тем, что уклоняющийся будет гореть в Аду, а его имущество будет гореть вместе с ним, усиливая ему пламя огня.

Подтверждением этому являются слова Аллаха: «Объяви тяжкое наказание тем, кто собирает золото и серебро, и не тратят их на пути Аллаха, в день, когда будет зажжен огонь ада, расплавленным золотом и серебром будут выжжены знаки на их лбу, боках и спине. Им скажут: вот то, что вы припасли для себя. Вкусите от нажитого вами». Ат-Тавба:34-35.

Также слова Посланника: «Владельцу золота и серебра, который не выплачивал с них закят, в день суда устроят слои из огня, в нем оно будет раскалено, и им будут заклеймены его бок, лоб и спина. Каждый раз, когда оно остынет, оно будет раскалено заново,- и это буде длиться так долго, что один день его будет равен 50000 годам, пока не свершится суд над рабами, и пока он окончательно не уяснит свой исход – в Рай или в Ад».

Передали аль-Бухарий и Муслим.

(1 – 5) – Юридическая ответственность и предъявляемые санкции против тех, кто отрицает предписания Закята или отказываются от его выплаты.

v Тот, кто отказывается признать Закят как обязательное предписание, автоматически исключает себя из рядов приверженцев Ислама, так как этим он пренебрег заведомо известными положениями Ислама как религии. Изложенное определение подтверждается словами Аллаха: «…горе многобожникам, которые не вносят закят и не веруют в будущую жизнь». Фуссилат: 6-7.

Тот, кто признает Закят, как обязательное предписание, однако отказывается его выплачивать, не выходит за рамки Ислама, – оставаясь быть мусульманином, он становится грешником, в юридической практике его характеризуют, как мусульманин-грешник.

Правитель, в свою очередь, обязан реагировать на нарушение норм Закята и предъявлять санкции против неплательщиков, сопряженные с определенными наказаниями. Этот тезис подтверждается словами Посланника: «Кто выплатит его в надежде на воздаяние, тот будет вознагражден Аллахом, а кто откажется от его выплаты, не желая поступиться своим имуществом, с того мы взыщем причитающийся с него закят и половину (или часть) его имущества в придачу, - во славу и во имя исполнения воли Аллаха. И ничто из Закята не полагается Мухаммаду и Его семье».

Передал Ахмад.

v Халиф Абу Бакр объявлял войну тем, кто отказывался платить Закят. Он говорил: «если бы они отказали мне даже в козленке, которого они отдавали в качестве Закята Посланнику, я сражался бы с ними за это».

v Сбор и распределения Закята является ответственностью и обязанностью правителя, что подтверждается словами Аллаха: «Те, которые, если Мы упрочим их на земле, будут соблюдать Молитву и платить Закят, призывать к добру и воспрещать зло. И конец всех дел пребывает у Аллаха». Хадж: 41.

(1 – 6) – Условия, которым должно соответствовать закято-облагаемое имущество.

Самые значимые из этих условий:

v Имущество должно быть абсолютной собственностью закято-плательщика.

v Имущество должно быть возрастающим или пригодным к возрастанию.

v Имущество должно достигать определенного нисаба – кворума, который составляет стоимость 85 гр. золота.

v Имущество должно превышать основные нужды закято-плательщика, также превышать расходы на содержание его семьи и тех, кто находится на его иждивении. Расходы должны быть в меру принятого обычая. Не желательно чрезмерное расточительство и роскошь.

v Имущество должно быть свободным от долгов, также должны быть отчислены безотлагательные долги.

v Имущество должно оставаться в собственности закято-плательщика в течение целого года с того момента, как оно достигнет нисаба, за исключением сельскохозяйственной продукции и обнаруженного клада и драгоценных металлов.

v Имущество должно быть непререкаемо чистым и добыто дозволенным Аллахом путем, так как Аллах чист и принимает только чистое. Потому что имущество, добытое неверным путем, теряет условие законности владения им.

Виды имущества, которые облагаются Закятом:

v Денежные ценности, финансовые инвестиции, драгоценности для продажи, благополучные кредиты, прибыльное имущество.

v Имущество, отложенное на торговую или производственную деятельность и т.п.

v Урожай с земли – посевных и садоводства и т.п.

v Скот – домашние животные, верблюды и т.п.

v Доход от собственности, инвестируемого в сферу предоставления услуг.

v Заработная плата и доход от свободных профессий.

v Находка клада, драгоценных металлов и камней.

(1 – 7) – Имущество, которое не облагается Закятом.

Ученые выделяют несколько видов имущества, которые не облагаются Закятом в силу того, что они не отвечают условиям закято-обложения. К подобному имуществу относятся:

v Имущество, используемое на личные потребительские расходы.

Они включают расходы домашних хозяйств на предметы потребления длительного пользования (дом, автомобили, холодильники, видеомагнитофоны, книги и т.п.). На товары текущего потребления (одежду, хлеб, молоко и пр.), а также потребительские расходы на услуги (врачей, юристов, учителей и т.п.).

v Имущество устойчивой собственности (стабильного владения), используемое на предоставления услуг бизнесменам, производителям и т.п. Оно включает недвижимую собственность (землю, сооружения), а также движимую собственность (станки, машины, аппаратуру и другие орудия производства). Оно также называется имуществом устойчивой собственности для эксплуатации и предоставления услуг.

v Безвозвратные кредиты, получить обратно которых уже не осталось надежд.

v Имущество, приобретенное незаконным, нечестным путем.

v Порочное имущество. Аллах чист и принимает только чистое.

v Арестованное имущество или имущество, ограниченное в пользовании. Этот вид имущества облагается Закятом только тогда, когда появится возможность распоряжаться им. Расчет Закята должен осуществляться только за один финансовый год. Это мнение большинства ученых.

v Имущество, поглощенное долгами, или имущество, не достигающее нисаба, после вычета долговых обязательств.

v Имущество, вообще не достигающее нисаба. Минимальная величина нисаба зависит от вида закято-облагаемого имущества.

v Реликвии и художественные произведения, не предназначающиеся к продаже и не приносящие прибыль, с условием, что владение ими не переходит границы дозволенной роскоши и расточительства.

v Остаток приданого или отсроченное придание. Так как оно приобретает силу имущества ограниченного в пользовании. Оно подлежит к Закяту за один год, как только женщина получит ее на руки. Это мнение большинства ученых.

v Драгоценности, использующиеся в качестве украшений, но в приделах принятого обычая. Если они превосходят предел принятого обычая, с них причитается Закят в размере 2,5% по истечению каждого года. Это мнение получило предпочтение многих ученых.

v Имущество благотворительных, общественных организаций, ассоциаций исламской пропаганды. Так как сферы расходов этих организаций являются одними из категорий объектов распределения Закята.

v Общественное имущество или имущество, зарезервированное на общественные нужды.

v Имущество школ по изучению Корана, имущество комитетов по Закяту, по науке и образованию. Потому что они сами входят в число категорий, заслуживающих Закят.

(1 – 7) – Виды Закята.

Большинство ученых ранней и поздней эпохи обусловили, что Закят с имущества является имущественным обязательством, которое должно строго соответствовать вышеуказанным условиям.

Подтверждением этому являются слова Аллаха: «О вы, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что извели Мы вам из земли». Бакара: 267.

v Закят не ограничивается теми видами имущества, с которых он выплачивался во времена Посланника и в эпоху расцвета исламского государства. В те времена это имущество представляло собой золото, серебро, торговая деятельность, урожай с посевов и садов, скот и найденный клад.

Однако под нормы закята-обложения подпадает любое имущество, которое отвечает условиям, установленным учеными-правоведами.

v Современные ученые подразделяют имущество и доходы, которые подлежат к закято-обложению, на следующие виды:

  • Имущество, которое облагается Закятом вместе с полученным от нее доходом. Подобно капиталу, инвестируемого в торговлю, в промышленность, ценным бумагам, финансовым инвестициям и т.п.
  • Имущество, которое само по себе подлежит к закято-обложению. Как, например, клад, урожай с посевов и фрукты, доходное имущество.
  • Заработная плата и доходы от свободных профессий.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: