К слабым сторонам относятся факторы внутренней среды, мешающие достижению поставленных целей и задач:
1. Высокая зависимость от градообразующего предприятия ОАО «Кондопога». ОАО «Кондопога», появившееся в результате акционирования Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината – одно из крупнейших предприятий России и Европы, специализирующееся на производстве газетной бумаги. Сегодня предприятие является главным работодателем в городе, а также существенно влияет на его социально-экономическое развитие, выступая в роли инвестора при реализации различных проектов по развитию социальной инфраструктуры города. При этом сегодня на предприятии существуют значительные резервы повышения производительности труда, реализовать которые можно внедряя новые технологии и модернизируя производство, что может привести к возникновению избыточных трудовых ресурсов и сокращению работников. Также существует риск сокращения объемов производства в результате изменения рыночной конъюнктуры и сокращения спроса на продукцию предприятия. В этом случае проблемы экономического характера станут причиной возникновения серьезных социальных проблем на территории поселения.
|
|
2. Негативный имидж города. Сегодня одним из неблагоприятных факторов, снижающих инвестиционную привлекательность города, препятствующих развитию туризма, является негативный имидж Кондопоги, сформировавшийся в результате массовых беспорядков в сентябре 2006 г. В последние годы прилагаются усилия по улучшению имиджа Кондопоги посредством проведения различных массовых мероприятий, конференций, форумов республиканского и федерального уровней в городе. Являясь одним из развитых как в экономическом, так и в социальном отношении населенных пунктов республики, г.Кондопога имеет много оснований для того, чтобы иметь положительный образ. Для достижения этой цели необходимо реализовать комплекс маркетинговых мероприятий по формированию и продвижению бренда города.
3. Низкий уровень доходов населения. Среднемесячная заработная плата на одного работающего в районе (по крупным и средним предприятиям) за январь-сентябрь 2013 г. составила 24244 руб., что ниже среднереспубликанского уровня (29916 руб.). По этому показателю Кондопожский муниципальный район занимает только 6 место среди 18 муниципальных образований в рейтинге, проводимом Министерством экономического развития РК. Низкий уровень заработной платы и в целом доходов населения является причиной низкой привлекательности местного потребительского рынка и ограничивает развитие жилищного рынка.
4. Недостаток жилья. Слабое развитие жилищного рынка, отсутствие крупных проектов в сфере жилищного строительства, связанные во многом с низкой платежеспособностью населения, являются причиной оттока молодежи и ограничивают возможности по закреплению квалифицированных кадров.
|
|
5. Отток молодежи из города и района. Данная проблема для района и города не стоит так остро как в некоторых других муниципальных образованиях республики, однако в перспективе возможно ее обострение в связи с проблемой трудоустройства и обеспечения жильем молодых специалистов.
6. Оппортунизм населения и недостаточно активная позиция граждан. Зачастую решение многих проблем требует более активной позиции местного населения и его непосредственного участия. Это имеет отношение и к социальным проблемам, и к проблемам развития местной экономики (предпринимательская активность).
7. Проблема «малого рынка». Так называемый эффект малого рынка связан с тем, что в связи с отсутствием большого количества потребителей многие сферы местной экономики являются низкорентабельными и не привлекательными для бизнеса. По этой причине приток инвестиций на территорию (прежде всего на потребительском рынке и в сфере услуг) незначителен. Кроме того, в населенных пунктах с малым рынком не существует агломерационного эффекта, который придает экономике динамичность и инновационность (за счет концентрации предпринимательских и интеллектуальных ресурсов).
Второй негативной стороной этого явления является ориентация местных производителей исключительно на внешние рынки, выход на которые связан с транспортными расходами и различными трансакционными издержками. В этих условиях местная продукция, для того чтобы оставаться конкурентоспособной с учетом затрат на ее транспортировку, должна производиться с меньшими издержками, чем продукция производимая в непосредственной близости от крупных рынков сбыта. Данные проблемы приводят к тому, что местная экономика развивается медленно, крупные инвестиционные проекты отсутствуют, уровень конкуренции на местных рынках является низким.
8. Отсутствие общедоступного порта. Наличие общедоступного порта позволит местным предприятиям сократить транспортные издержки и сделает их продукцию более конкурентоспособной.
9. Недостаточное информационное обеспечение. Для решения многих социальных вопросов (предоставления социальных услуг, транспортного обеспечения населения и т.д.), а также повышения инвестиционной привлекательности поселения необходимо совершенствовать информационное обеспечение. Данная задача может решаться посредством развития соответствующих Интернет-ресурсов, на которых может размещаться вся необходимая населению информация о предоставляемых услугах, а также перечень подготовленных инвестиционных площадок для бизнеса.
Второй этап SWOT–анализа «Анализ внешней среды» включает в себя изучение факторов, которые делятся на две группы: возможности и угрозы.