Отношения Президента Российской Федерации с Правительством Российской Федерации

При осуществлении своих полномочий Президент тесно взаимодействует с Правительством. Известно, что взаимоотношения этих органов в отдельных государствах строятся по-разному. В принципе есть такие модели:

нет вообще поста премьер-министра, и главой правительственного кабинета является сам президент;

учреждается должность вице-президента, который одновременно становится председателем правительства;

есть премьер-министр, но в принципе правительство в целом считается аппаратом при президенте, это как бы его команда, не имеющая собственного голоса;

правительство представляет собой самостоятельный государственный орган, однако работающий под руководством президента.

В России в процессе выработки модели в какой-то мере испробовали «куски» из всех этих вариантов, кроме поручения руководства Правительством вице-президенту. При учреждении поста Президента РФ в 1991 г. Правительство было определено как орган, формируемый Президентом; лишь на кандидатуру Председателя Правительства требовалось согласие Верховного Совета РФ. Правительство было подотчетно Президенту, который руководил его деятельностью. Вместе с тем Правительство было обозначено в Конституции как самостоятельный орган, со своей компетенцией, правом на издание собственных правовых актов. Правда, если Правительство хотело бы принятия нового закона, ему нужно было действовать через Президента, собственного права законодательной инициативы в Верховном Совете оно не имело. Но и отправить Правительство в отставку (по Конституции - принять его отставку) Президент мог лишь с согласия Верховного Совета.

Однако с самого начала Правительство было в Российской Федерации Правительством Президента, т.е. преданным ему органом. Правда, как мы уже говорили, с 6 ноября 1991 г. Президент сам возглавлял Правительство. В силу загруженности он не мог заниматься всеми правительственными делами, и в значительной мере функции оперативного руководства Правительством осуществляли сначала Государственный секретарь РСФСР Г.Э. Бурбулис, ставший первым заместителем Председателя Правительства, затем Е.Т. Гайдар в качестве первого заместителя, а с июня 1992 г. - исполняющего обязанности Председателя Правительства. Лишь в декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов РФ Б.Н. Ельцин назвал трех лиц в качестве кандидатов на пост Председателя Правительства. Рейтинговым голосованием депутаты отдали предпочтение B.C. Черномырдину, и он был утвержден Председателем Правительства РФ.

В попытках «оторвать» Правительство от Президента конституционными поправками от 9 декабря 1992 г. депутаты объявили его подотчетным Съезду народных депутатов и Верховному Совету (а не только Президенту), наделили правом законодательной инициативы, а Президенту предписали по вопросам образования, реорганизации и упразднения министерств, госкомитетов и ведомств РФ (т.е. подчиненных Правительству органов) вносить предложения в Верховный Совет РФ. Таким образом, были сделаны шаги для того, чтобы Правительство могло напрямую выходить на парламент и чувствовать его «опеку», поддержку, в том числе и в отношениях с Президентом. Однако и это не помогло - оно фактически осталось Правительством Президента, к тому же по Конституции того времени Президент руководил деятельностью Правительства.

Конституция РФ объявила Президента главой государства, а Правительство - органом исполнительной власти РФ. Норма о том, что Президент руководит деятельностью Правительства, в Конституцию не включена. Однако, как отмечалось ранее, в целом из конституционных положений просматривается, что Правительство, имея статус самостоятельного государственного органа, все равно является органом при Президенте. Он фактически осуществляет руководство Правительством, более того, очевидна полная - юридически зафиксированная - зависимость Правительства от Президента. Оно слагает полномочия перед вновь избранным Президентом, он формирует полный состав Правительства и может изменять его, вправе председательствовать на заседаниях Правительства (ст. 83 Конституции). Президент может отменять постановления и распоряжения Правительства, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115). По Конституции Президент вправе самостоятельно, не испрашивая согласия парламента, отправить Правительство в отставку (п. «в» ст. 83, ч. 2 ст. 117 Конституции).

Правительство многое делает для содействия Президенту в осуществлении его функций. Президент вывел на себя ряд федеральных органов исполнительной власти и высших лиц, входящих в Правительство, они работают под руководством Президента.

Осуществляя реальное руководство Правительством, Президент не столько председательствует на его заседаниях (хотя и это делает), сколько обеспечивает текущее направление деятельности. Президент дает поручения Правительству, а также отдельным его членам и руководителям федеральных органов исполнительной власти; регулярно встречается с Председателем Правительства, проводит еженедельные совещания, на которых присутствуют Председатель Правительства, Руководитель Администрации Президента и руководители ключевых органов исполнительной власти, занимающихся вопросами внешней политики, обороны, охраны общественного порядка и безопасности страны; постоянно принимает отдельных министров, руководителей федеральных служб и агентств, обсуждает с ними состояние и проблемы развития соответствующих отраслей, контроля за выполнением законодательства.

Поскольку Правительство все-таки остается самостоятельным государственным органом Российской Федерации, Президент много внимания уделяет налаживанию своего взаимодействия, своей Администрации с Правительством, подразделениями его аппарата, с различными федеральными органами исполнительной власти. К примеру, 10 июня 1994 г. был принят Указ Президента РФ (действует в ред. от 26 ноября 2001 г.) «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации». В Указе говорится о необходимости сохранения сложившейся практики систематического информирования Председателем Правительства Президента РФ о работе Правительства. Поскольку и у Правительства, и у Президента есть право законодательной инициативы, Указ предусматривает взаимное согласование их планов законопроектных работ. Вносимые ими в Госдуму законопроекты, затрагивающие компетенцию друг друга, взаимно направляются на согласование не позднее чем за две недели до внесения проекта закона в Государственную Дума. Проекты указов и распоряжений Президента, затрагивающих вопросы, отнесенные к компетенции Правительства, направляются в Правительство и подлежат рассмотрению им в пятидневный срок. В свою очередь проекты постановлений Правительства, принятие которых предусмотрено актами Президента или которые принимаются в пределах компетенции Правительства по вопросам, отнесенным к ведению Президента, направляются для согласования в Администрацию Президента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: