Свобода и блаженство состоят в понимании человеком себя и в его усилии стать тем, чем он является потенциально.
Э. Фромм
В практической работе психолога этап диагностического обследования (который, кстати сказать, нередко включает изучение не только эмоциональной сферы личности, но и других ее аспектов) является промежуточным. Вслед за ним следует этап коррекционно-развивающей работы, отвечающий потребностям пациентов и возможностям психолога (психотерапевта). Понимая всю сложность работы с таким тонким материалом, как эмоции и чувства, специалисты создают и совершенствуют различные психотехнические средства, направленные на активизацию эмоциональной сферы, ее своеобразное "закаливание" и тонизирование и обеспечивающие протекание эмоциональных реакций в заданном русле.
Мы предлагаем сценарии специальных занятий, целью которых является развитие и саморазвитие эмоциональной сферы учащихся и студентов, начиная от общения и расширения тезауруса понятий, обозначающих эмоциональные состояния человека, и заканчивая специальными упражнениями, имеющими своим результатом расширение эмоционального поля личности, развитие умений эмоциональной саморегуляции.
|
|
Здесь имеют место и групповая коррекционно-развивающая работа, и цикл упражнений, которые могут быть использованы в целях саморазвития, самоизменения.
Значительный интерес представляют предлагаемые в книге приемы и способы библиотерапии. Специально подобранные нами художественные тексты (проза и поэзия) предсталяют богатейшую информацию для развития и корректирования Я-концепции, обогащения внутреннего мира человека понимания его сложности, уникальности, неповторимости ■ вместе с тем общности переживаний, детерминированных обстоятельствами жизни. Они дают возможность познания бесконечного разнообразия человеческих чувств, их необычайно красочной палитры, многозначности их внешних проявлен и.' Они формируют социально-перцептивные умения и способности, развивают психологическую наблюдательность, способствуют освоению экспрессивных форм поведения.
Восприятие художественных текстов:
• восполняет недостаток собственных образов и представ» лений;
• расширяет эмоциональное поле личности;
• заменяет нежелательные чувства, нормализует или уравновешивает болезненные психические состояния и процессы;
• открывает в мире и в человеке неизвестные нам по собственному опыту желания, чувства, мысли, влечения, стремления;
• приобщает к миру новых ценностей.
Неоценима роль художественных произведений в развитии эмпатии и рефлексии.
|
|
Библиотерапия используется также в целях релаксации, стимуляции процессов удовольствия, успокоения, умиротворения, уверенности, снятия напряженности, страха, облегчения страдания, общего укрепления психики человека.
Не менее эффективны фрагменты из философских произведений, а также документальные материалы (биографии, воспоминания и т.п.), позволяющие более тонко и глубоко понять себя и других, способствующие духовному росту человека.
Материалы пособия позволяют, на наш взгляд, убедиться в правомерности высказанных в психотерапевтической литературе утверждений, основной смысл которых можно выразить в нескольких принципах.
1. Развитие личности непрерывно и бесконечно.
2. Оно возможно лишь при условии активности самой личности, способной исцелить и укрепить свою психику.
I 3. Психотерапевтические приемы служат цели развития и саморазвития человека, являются средством самосовершенствования и самоизменения.
! 4. Применение психотерапевтических методов должно встроиться с учетом определенного контекста (они различны в (работе с клиентами разного возраста, общего развития, профессиональной направленности и индивидуальных возможностей психолога-психотерапевта).
5. В процессе психотерапевтической работы решается задана эффективной интеграции заимствованных и самостоятельно изобретенных средств.
6. Выбор определенных упражнений зависит от уровня работоспособности группы, стадии ее развития, эмоциональных особенностей, подлежащих коррекции.
7. Отбор упражнений (приемов) с целью индивидуального эмоционального саморазвития и саморегуляции желательно проводить под руководством дипломированного психолога.
Предлагаемые в данном пособии упражнения представляют собой интеграцию заимствованных, модифицированных и разработанных автором приемов. Совершенно очевидно, что если одни из них могут быть с успехом использованы в различных возрастных группах (от подростка и старше) и безотносительно к профессиональной направленности участников тренинга, то другие ориентированы на определенный возраст (школьники, студенты, взрослые) и могут быть предложены главным образом тем, кто сам готовится в будущем стать практическим психологом.
Выбор методов (приемов), несомненно, определяется потенциалом личностных возможностей конкретного психолога, зоной его собственного развития. Он ориентирован также на индивидуальные особенности клиентов.
В процессе коррекционно-развивающей работы могут быть решены следующие задачи:
• развитие понимания эмоционального смысла происходящего вокруг (значения предметов, явлений, событий, их причин и последствий);
• усиление и закрепление внимания к внутреннему миру - своему и других людей;
• достижение более высокого уровня осознания членами группы своего эмоционального потенциала и личностного эмоционального опыта других людей;
• достижение эмоционального катарсиса;
• развитие эмоционального сопереживания и, в конечном итоге, эмпатии;
• развитие социально-перцептивных способностей, обеспе-чивающих возможность "прочтения" эмоционального содержания внешне экспрессивного поведения;
• расширение возможностей эмоциональной коммуникации;
• развитие форм эмоционального поведения;
• формирование умений саморегуляции и саморазвития эмоциональной сферы личности;
• создание условий для наиболее полного личностного роста;
• формирование позитивного отношения к себе.
Конечным результатом коррекционно-развивающей работы являются изменения в содержании и структуре эмоциональной сферы личности, овладение ею приемами эмоциональной саморегуляции.