Существует три основных подхода к сущности Конституции:
1) Формально-юридический: Конституция понимается, как нормативный акт, регулирующий только механизм государства, а не общества (пример, Конституция США).
2) Социологический означает, что Конституцию делят на два вида:
- юридическая - это документ, принятый в установленном порядке.
- фактическая - это реальные общественные отношения, сложившиеся на данный момент и отражающие соотношение классовых сил в стране.
3) Современный: Конституции отражают компромисс всех общественных сил и интересов в обществе.
2. ПРИНЯТИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИУЦИИ РФ
Конституция России была принята 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме. Она содержит 9 глав и 137 статей:
1. Основы конституционного строя
2. Права и свободы человека и гражданина
3. Федеративное устройство
4. Президент РФ
5. Федеральное собрание
6. Правительство РФ
7. Судебная власть
8. Местное самоуправление
9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
В Конституции РФ описан порядок внесения поправок, а так же возможная процедура полного изменения Конституции РФ.
|
|
Главы с 3 по 8 могут меняться путем внесения поправок в любую из этих глав. С предложениями о поправках может выступить любая группа депутатов Государственной Думы, численностью не менее 90 человек, затем предложенные поправки голосуются и принимаются по правилам принятия федерального конституционного закона. Затем Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать принятый закон о поправке, она вступает в силу, только после его одобрения.
Главы 1, 2 и 9 могут быть изменены только вместе со всей Конституцией.
3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИИ РФ
В РФ предусмотрены субъекты, которые обязаны по должности или по функциям защищать нормы Конституции:
1) Конституционный суд РФ проверяет соответствуют ли Конституции РФ федеральные законы и если находит противоречия, то признает неконституционным весь закон, его часть или статью.
2) Президент РФ является гарантом Конституции, а также прав и свобод, указанных в ней, он своими указами должен обеспечивать соблюдение конституционных норм.
3) Уполномоченный по правам человека проверяет, соблюдаются ли конституционные права и свободы в деятельности государственных органов.
4) Прокуратура надзирает за соблюдением конституционных норм РФ и регулирует на их нарушение путем вынесения протестов и представлений.
4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ
Правовой статус человека и гражданина - это совокупность всех прав, свобод и обязанностей, законодательно закрепленных в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах.
|
|
Основы правового статуса человека и гражданина, закрепленные в Конституции, называются конституционным статусом. Они образуют относительно небольшую, но при этом наиболее значимую, часть всех прав, свобод и обязанностей.
Остальные права и обязанности излагаются в других отраслях права (гражданском, трудовом, семейном и др.)
Конституционный статус определяет положение человека и гражданина в государстве и обществе. Структурно он включает:
1.права - меры возможного поведения субъектов, обеспеченные конкретными обязанностями государства
2. свободы - меры возможного поведения субъектов, обеспечиваемые государством на уровне общих правовых гарантий
3. обязанности - меры необходимого поведения субъектов, обеспеченные возможностью государственного принуждения.
Другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах деятельности (имущественной, трудовой, семейной и т.п.)
Конституционный статус основывается на следующих основных принципах:
1. человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2). Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
2. граждане от рождения имеют равные права и свободы (ст. 6)
3. осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст.17)
4. основные права и свободы гарантированы государством (ст.45)
1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ РФ
В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия является республикой по форме правления, однако вид республики в Конституции не указан.
Всего выделяют 3 вида республик: президентская, парламентская, смешанная.
Россия по формальным признакам попадает под смешанный вид республик.
Признаки смешанной республики в России:
1) Президент РФ назначает председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы.
2) Президент РФ является главой государства, а не исполнительной власти. Исполнительную власть в РФ возглавляет Правительство РФ.
3) Федеральное собрание РФ участвует в назначении большинства высших должностных лиц.
4) Отсутствует процедура импичмента президента (это привлечение президента ответственности, когда судом является весь парламент).