Закон - это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.
Классификация законов:
- по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
- по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
- по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
- по сроку действия (постоянные законы и временные);
- по характеру (текущие и чрезвычайные);
- по сферам действия (общефедеральные и региональные);
- по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
- по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);
- по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
- по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.
Подзаконные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права. Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они принимаются на основе закона, принимаются во исполнение закона, не могут противоречить закону.
Классификация подзаконных актов РФ в порядке убывания юридической силы:
· указы Президента;
· постановления Правительства;
· акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;
· акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;
· акты органов местного самоуправления;
· локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.
21. Норма права: понятие и элементы. Структура нормы прав. Соотношение нормы права и статьи правового акта.
Норма права – это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.
Признаки нормы:
1) общеобязательный характер – правило поведения, содержащееся в норме, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и неопределено большой круг лиц;
2) формальная определенность – норма права выражается в письменной форме в официальных документах;
3) устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием;
4) предоставительно-обязывающее содержание – представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;
5) микросистемность – правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, которая состоит из взаимосвязанных и упорядоченных элементов.
Структура нормы права – внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее внутреннее содержание. Любая норма права состоит из трех частей – гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза указывает на определенную жизненную ситуацию, при которой норма права вступает в действие. Гипотезы подразделяются на простые, указывающие на одно условие реализации нормы, и сложные. Среди сложных гипотез выделяют:
1) кумулятивные – норма вступает в действие при одновременном наличии нескольких условий;
2) альтернативные – норма вступает в действие при наличии одного из указанных в ней условий.
Диспозиция устанавливает права и обязанности субъектов при наступлении ситуации, описанной в гипотезе. Диспозиции также могут быть простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными. По форме выражения диспозиции могут быть управомочивающими, обязывающими и запрещающими.
Санкция выражает вид и меры юридической ответственности за нарушение прав и обязанностей, отраженных в диспозиции. Санкции бывают простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными.
Также санкции классифицируются:
1) по степени определенности:
а) абсолютно определенные (лишение свободы на 2 года);
б) относительно определенные (штраф от 1000 рублей до 5000 рублей);
в) альтернативные (лишение свободы на 2 года либо штраф 2000 рублей);
2) в зависимости от отраслевой принадлежности:
а) уголовно-правовые;
б) административно-правовые;
в) дисциплинарно-правовые;
г) гражданско-правовые.
Логическую структуру нормы права можно выразить в формуле: «Если..., то..., иначе...».
Важное научное и практическое значение имеет вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Смешение и отождествление приводит к неправильному понятию о внутренней структуре юридической нормы, к отрицанию ее трехэлементного состава, а также усложняет процесс закрепления права правоохранительными органами.
Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержанию права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом:
1. структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов;
2. несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта;
3. все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта;
4. разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.
Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта: прямой, отсылочный и бланкетный.
При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения:
1) при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности;
2) при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.
Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта. Например, ст. 12, 13, 14 Семейного кодекса РФ имеют условия заключения брака (гипотеза); ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция); ст. 27, 28, 30 говорят об основаниях и последствиях признания брака недействительным (санкция).
Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. 2 ст. 65 Конституции РФ принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Обычно тексты нормативных правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов».