Прокуратура является единой централизованной системой органов, осуществляющих надзор за исполнением законов, принимающих меры, направленные на устранение их нарушений, привлечение виновных к ответственности, и осуществляющих уголовное преследование и иные функции, установленные федеральным законом. Правовой сосновой ее деятельности является Конституция РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1.
Сущность прокуратуры и ее отличие от других органов государственного надзора и контроля состоит в следующем:
- она не выполняет каких-либо законодательных, административных или судебных функций;
- она непосредственно не вмешивается в хозяйственную и управленческую деятельность поднадзорных органов и организаций, не подвергает их деятельность и акты оценке с точки зрения практической целесообразности, а следит за тем, чтобы они не допускали нарушений закона;
- прокурор (за исключением случаев, прямо оговоренных в законе) не отменяет решений других органов, не применяет мер наказания к нарушителям закона, а требует, чтобы соответствующие органы и должностные лица устранили нарушение и применили меры воздействия к виновным лицам;
- осуществляемый от имени государства прокурорский надзор распространяется в том числе и на те органы, которые сами в пределах своей компетенции осуществляют контрольно-надзорную деятельность.
Таким образом, прокурорский надзор представляет собой одну из форм государственной деятельности, цель которой — обеспечение точного и единообразного понимания и применения закона.
Система органов прокуратуры (рис. 2.2) включает в себя Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ, районов, городов и иные территориальные прокуратуры, а также военную прокуратуру и иные специализированные прокуратуры, образуемые Генеральным прокурором РФ.
Территориальные прокуратуры имеют трехзвенную систему. Первым (низовым) звеном являются прокуратуры районов и городов, возглавляемые прокурорами, назначаемыми на 5-летний срок Генеральным прокурором РФ. В штате прокуратур первого звена имеются первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие следователи и следователи, назначаемые на должность и освобождаемые от нееирокурором. Структурных подразделений в этих прокуратурах, как правило, нет.
Второе звено составляют прокуратуры субъектов РФ. Они возглавляются соответствующими прокурорами, назначаемыми сроком на 5 лет Генеральным прокурором по согласованию с главами субъектов РФ, и имеют в своем составе первых заместителей и заместителей, также назначаемых Генеральным прокурором. В прокуратурах этого звена образуются управления и отделы, начальники и заместители начальников которых назначаются прокурором и являются его старшими помощниками и помощниками. В прокуратурах второго звена имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, следователи по особо важным делам и старшие следователи, которые назначаются на должность соответствующими прокурорами.
Третье звено составляет Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором, назначаемым Советом Федерации по представлению Президента РФ. У него есть первый заместитель и заместители, назначаемые Советом Федерации по представлению Генерального прокурора. В ней имеются управления и отделы, начальники которых назначаются Генеральным прокурором и являются его старшими помощниками и помощниками. Имеются также помощники по особым поручениям. В управлениях и отделах работают старшие прокуроры и прокуроры, старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам, назначаемые Генеральным прокурором.
К числу специализированных прокуратур относятся транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовного наказания и природоохранные прокуратуры.
Транспортные прокуратуры бывают двух видов: на правах районных (первое звено) и областных (второе звено) прокуратур. Первые подчиняются вторым и Генеральному прокурору. Территориальным прокурорам они не подчиняются. Транспортные прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов на железнодорожном, морском, речном, воздушном транспорте по тем же направлениям и отраслям, что и территориальные прокуроры.
Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовного наказания создаются в местах сосредоточения учреждений уголовно-исправительной системы. Они осуществляют надзор за соблюдением законности в этих учреждениях и непосредственно подчиняются территориальным прокурорам второго звена.
Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов об охране окружающей среды. Они подразделяются на те же категории, что и прокуратуры на транспорте. Однако они непосредственно подчиняются территориальным прокуратурам второго звена, а расположенные в акватории Волги — также Волжской природоохранной прокуратуре.
Деятельность прокуратуры включает в себя два направления: надзорную и ненадзорную деятельность.
Надзорная деятельность заключается в надзоре за точным и единообразным исполнением законов. При этом прокурорский надзор ограничен только сферой действия законодательства и не распространяется на исполнение актов местных органов власти, ведомственных приказов и инструкций. В теории прокурорского надзора выделяют следующие направления деятельности.
- Надзор за исполнением законов (общий надзор прокуратуры), предметом которого является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также соответствие издаваемых ими правовых актов законодательству. Проверки исполнения законов проводятся прокуратурой на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного реагирования. Актами прокурорского реагирования могут быть протест на противоречащий закону правовой акт, представление об устранении нарушения закона или постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.
- В рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и граждани -на прокурор, кроме использования полномочий, которыми он обладает при осуществлении общего надзора, рассматривает и проверяет заявления, жалобы и сообщения о нарушении прав и свобод граждан, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению нарушений последних, привлечению к ответственности нарушителей закона и возмещению причиненного ущерба. При наличии оснований подозревать преступный характер нарушения прав и свобод человека прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к уголовному преследованию виновных. Если нарушение носило административный характер, прокурор возбуждает соответствующее производство либо незамедлительно уведомляет об этом компетентные органы (должностных лиц). Когда законодательством предусмотрена защита нарушенных прав в порядке гражданского судопроизводства, а пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, а также при нарушении прав и свобод значительного числа граждан, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
- Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, отвечает за соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленный порядок рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования, а также законность принимаемых поднадзорными органами решений. Полномочия прокурора при осуществлении надзора устанавливаются уголовно-процессуальным и иным законодательством.
- Надзор за исполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, состоит в проверке законности нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание, соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
К ненадзорной деятельности прокуратуры относится следующее:
- Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, для чего органами прокуратуры созываются координационные совещания, организуются рабочие группы, истре-буется у правоохранительных органов статистическая и иная отчетность и т. д.
- Осуществление уголовного преследования. Прокуратура (в лице следователей) осуществляет расследование дел о преступлениях, отнесенных к ее ведению: дел о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступлений в сфере компьютерной информации, преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, преступлений против военной службы и т. д.
- Участие в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в роли государственного обвинителя, поддерживая обвинение и излагая свою позицию по вопросам применения уголовного законодательства и назначения меры наказания в отношении подсудимого. Формой реагирования прокурора па незаконное или необоснованное судебное решение является принесение прокурором (его заместителем) в вышестоящий суд кассационного или частного протеста, а также протеста в порядке надзора.
- К иным направлениям неиадзорной деятельности прокуратуры относится ее участие в заседаниях органов государственной власти, правотворческой деятельности, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, а также международное сотрудничество.