Прокурорский надзор в Российской Федерации

Прокуратура является единой централизованной системой орга­нов, осуществляющих надзор за исполнением законов, принимающих меры, направленные на устранение их нарушений, привлечение виновных к ответственности, и осуществляющих уголовное преследование и иные функции, установленные федеральным законом. Правовой сосно­вой ее деятельности является Конституция РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1.

Сущность прокуратуры и ее отличие от других органов государст­венного надзора и контроля состоит в следующем:

- она не выполняет каких-либо законодательных, административных или судебных функций;

- она непосредственно не вмешивается в хозяйственную и управлен­ческую деятельность поднадзорных органов и организаций, не под­вергает их деятельность и акты оценке с точки зрения практической целесообразности, а следит за тем, чтобы они не допускали наруше­ний закона;

- прокурор (за исключением случаев, прямо оговоренных в законе) не отменяет решений других органов, не применяет мер наказания к нарушителям закона, а требует, чтобы соответствующие органы и должностные лица устранили нарушение и применили меры воз­действия к виновным лицам;

- осуществляемый от имени государства прокурорский надзор рас­пространяется в том числе и на те органы, которые сами в пределах своей компетенции осуществляют контрольно-надзорную деятель­ность.

Таким образом, прокурорский надзор представляет собой одну из форм государственной деятельности, цель которой — обеспечение точ­ного и единообразного понимания и применения закона.

Система органов прокуратуры (рис. 2.2) включает в себя Генераль­ную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ, районов, городов и иные территориальные прокуратуры, а также военную прокуратуру и иные специализированные прокуратуры, образуемые Генеральным прокурором РФ.

Территориальные прокуратуры имеют трехзвенную систему. Пер­вым (низовым) звеном являются прокуратуры районов и городов, воз­главляемые прокурорами, назначаемыми на 5-летний срок Генеральным прокурором РФ. В штате прокуратур первого звена имеются первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуро­ров, старшие следователи и следователи, назначаемые на должность и освобождаемые от нееирокурором. Структурных подразделений в этих прокуратурах, как правило, нет.

Второе звено составляют прокуратуры субъектов РФ. Они возглав­ляются соответствующими прокурорами, назначаемыми сроком на 5 лет Генеральным прокурором по согласованию с главами субъектов РФ, и имеют в своем составе первых заместителей и заместителей, также назначаемых Генеральным прокурором. В прокуратурах этого звена образуются управления и отделы, начальники и заместители началь­ников которых назначаются прокурором и являются его старшими по­мощниками и помощниками. В прокуратурах второго звена имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, следователи по особо важным делам и старшие следователи, которые назначаются на должность соответствующими прокурорами.

Третье звено составляет Генеральная прокуратура РФ, возглавляе­мая Генеральным прокурором, назначаемым Советом Федерации по представлению Президента РФ. У него есть первый заместитель и за­местители, назначаемые Советом Федерации по представлению Гене­рального прокурора. В ней имеются управления и отделы, начальники которых назначаются Генеральным прокурором и являются его старши­ми помощниками и помощниками. Имеются также помощники по осо­бым поручениям. В управлениях и отделах работают старшие прокуро­ры и прокуроры, старшие следователи по особо важным делам и следо­ватели по особо важным делам, назначаемые Генеральным прокурором.

К числу специализированных прокуратур относятся транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при ис­полнении уголовного наказания и природоохранные прокуратуры.

Транспортные прокуратуры бывают двух видов: на правах район­ных (первое звено) и областных (второе звено) прокуратур. Первые подчиняются вторым и Генеральному прокурору. Территориальным прокурорам они не подчиняются. Транспортные прокуратуры осу­ществляют надзор за соблюдением законов на железнодорожном, мор­ском, речном, воздушном транспорте по тем же направлениям и отрас­лям, что и территориальные прокуроры.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовного наказания создаются в местах сосредоточения учреждений уголовно-исправительной системы. Они осуществляют надзор за со­блюдением законности в этих учреждениях и непосредственно подчи­няются территориальным прокурорам второго звена.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за соблюде­нием законов об охране окружающей среды. Они подразделяются на те же категории, что и прокуратуры на транспорте. Однако они непосред­ственно подчиняются территориальным прокуратурам второго звена, а расположенные в акватории Волги — также Волжской природоохран­ной прокуратуре.

Деятельность прокуратуры включает в себя два направления: над­зорную и ненадзорную деятельность.

Надзорная деятельность заключается в надзоре за точным и едино­образным исполнением законов. При этом прокурорский надзор огра­ничен только сферой действия законодательства и не распространяется на исполнение актов местных органов власти, ведомственных приказов и инструкций. В теории прокурорского надзора выделяют следу­ющие направления деятельности.

- Надзор за исполнением законов (общий надзор прокуратуры), пред­метом которого является исполнение законов федеральными мини­стерствами и ведомствами, представительными и исполнительны­ми органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправ­ления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также соответствие издаваемых ими правовых актов законода­тельству. Проверки исполнения законов проводятся прокуратурой на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о на­рушениях законности, требующих непосредственного реагирования. Актами прокурорского реагирования могут быть протест на проти­воречащий закону правовой акт, представление об устранении на­рушения закона или постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

- В рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и граждани -на прокурор, кроме использования полномочий, которыми он обла­дает при осуществлении общего надзора, рассматривает и проверя­ет заявления, жалобы и сообщения о нарушении прав и свобод граж­дан, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению нарушений последних, привле­чению к ответственности нарушителей закона и возмещению при­чиненного ущерба. При наличии оснований подозревать преступный характер нарушения прав и свобод человека прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к уголовному преследованию ви­новных. Если нарушение носило административный характер, про­курор возбуждает соответствующее производство либо незамедли­тельно уведомляет об этом компетентные органы (должностных лиц). Когда законодательством предусмотрена защита нарушенных прав в порядке гражданского судопроизводства, а пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, а также при нарушении прав и свобод значительного числа граждан, прокурор предъявляет и под­держивает в суде иск в интересах пострадавших.

- Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опера­тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное след­ствие, отвечает за соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленный порядок рассмотрения заявлений и сообщений о со­вершенных преступлениях, выполнение оперативно-розыскных ме­роприятий и проведение расследования, а также законность прини­маемых поднадзорными органами решений. Полномочия прокурора при осуществлении надзора устанавливаются уголовно-процессу­альным и иным законодательством.

- Надзор за исполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, состоит в проверке законности нахождения лиц в местах содержания задержан­ных, предварительного заключения, исправительных и иных уч­реждениях, исполняющих наказание, соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заклю­ченных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам прину­дительного характера, законность исполнения наказания, не связан­ного с лишением свободы.

К ненадзорной деятельности прокуратуры относится следующее:

- Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, для чего органами прокуратуры созываются ко­ординационные совещания, организуются рабочие группы, истре-буется у правоохранительных органов статистическая и иная отчет­ность и т. д.

- Осуществление уголовного преследования. Прокуратура (в лице сле­дователей) осуществляет расследование дел о преступлениях, отне­сенных к ее ведению: дел о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступлений в сфере компь­ютерной информации, преступлений против государственной вла­сти, интересов государственной службы и службы в органах мест­ного самоуправления, преступлений против военной службы и т. д.

- Участие в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное пресле­дование в суде, прокурор выступает в роли государственного обвини­теля, поддерживая обвинение и излагая свою позицию по вопросам применения уголовного законодательства и назначения меры нака­зания в отношении подсудимого. Формой реагирования прокурора па незаконное или необоснованное судебное решение является при­несение прокурором (его заместителем) в вышестоящий суд касса­ционного или частного протеста, а также протеста в порядке надзора.

- К иным направлениям неиадзорной деятельности прокуратуры от­носится ее участие в заседаниях органов государственной власти, пра­вотворческой деятельности, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, а также международное сотрудничество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: